Наверх (Ctrl ↑)

Успение

Успение
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XIII в.

155 × 128 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 30461

Из церкви Успения Десятинного монастыря близ Новгорода.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 73 
¦
11. Успение1.

1 Изображение Успения возникает в византийском искусстве под влиянием фольклорных представлений, отразившихся в церковных песнопениях и апокрифах. В центре композиции — ложе с умирающей Богоматерью. Вокруг него, у изголовья и в ногах, представлены апостолы, обычно по шести с каждой стороны. Среди них изображаются и святители (число их колеблется от двух до шести и более). Иногда за апостолами и святителями представлены плачущие жены. Над ложем Богоматери — Христос в славе, принимающий душу ее в виде запеленутой фигурки. Перед ложем в разных изображениях Успения представлены либо скамейка с туфлями или с кувшином, либо свеча. В XV–XVII вв. здесь, согласно апокрифу, ангел отсекает мечом руки Авфонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери. В верхней части композиции ангелы несут в облаках апостолов, направляющихся со всех концов земли к месту смерти Богоматери. Вверху посредине представлено вознесение Богоматери на небо, в ранних композициях — в виде души, начиная с XV века — «во плоти».
Изображение Успения должно было наглядно показать божественность Богоматери, проявившуюся, согласно текстам, во всей полноте в момент ее смерти. По названию это собственно не смерть, а усыпление, сопровождавшееся сверхъестественными явлениями.
К ложу Богоматери ангелы принесли на облаках со всех концов земли апостолов. Они увидели окруженного ангелами и святыми Христа, принявшего душу Марии. Вскоре тело ее, подвергнувшееся попытке осквернения Авфонием, отраженной ангелом, было также взято на небо. Об этом свидетельствует апостол Фома, опоздавший к успению: он получил из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, ее пояс (см. L. Wratislaw-Mitrovič et N. Оkunev, La dormition de la Sainte Vierge dans la peinture médiévale orthodoxe, Byzantinoslavica, 1931 (III), стр. 134–174). Как в Византии, так и на Руси одновременно появляются и краткие (только с Христом и апостолами у ложа) и более развитые (с «облачными» апостолами, с Авфонием, со взятием на небо) варианты композиции. Впоследствии апокрифические подробности занимают все большее место в изображении, превращающемся в XVI–XVII веках в сложное повествование, иногда с чертами русского быта (об успенских апокрифах см. И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки, Спб., 1890, стр. 270–279, 281–295).

Конец XII — начало XIII века. Новгород.

У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам  с. 73 
 с. 74 
¦
Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема. Среди апостолов находятся три епископа-святителя. Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит (с ораторским жестом левой руки) представлены слева. Справа помещен Иаков брат Божий. На скамейке перед ложем изображены красные туфли Богоматери. За ложем стоят две свечи. Посредине на золоте фона высится фигура Христа в фас. На левой руке, покрытой полой гиматия, он держит душу Богоматери — запеленутого младенца. С обеих сторон к Христу летят два архангела, готовые принять эту душу на покрытые одеждой руки2.

2 Элементы этой иконографии можно усмотреть в следующих, изображающих Успение, памятниках иконописи Синая, изданных на греческом языке с французским переводом G. Sotiriou et M. Sotiriou, Icones du Mont Sinaï, t. I. Athènes, 1956: табл. 42 — позы и жесты апостолов; ангелы, принимающие и несущие душу Богоматери. Живопись этой фрагментарной иконы отнесена издателями к XI в.; табл. 60 (деталь табл. 57) — позы и жесты апостолов и, в особенности, летящие к Христу ангелы. Это изображение является деталью четырехрядной иконы (деисус, апостолы и двенадцать праздников), отнесенной издателями к эпохе Комненов (1080–1200).

В верхней части слева и справа представлены предводимые двумя поколенными ангелами двенадцать апостолов в рост, несущиеся в облаках, подобных раковинам с загнутыми краями. В свободных позах апостолов выражена стремительность полета: одежды их развеваются, края облаков как бы обдуваются ветром. Вверху посредине два архангела вносят душу Богоматери, сохраняющую то же положение, что и внизу, в темно-синий полукруг неба со звездами.

Колорит образуют светлые, разбеленные тона (голубые, розоватые, желтые) и различные оттенки коричневого, сочетаемые с плотным, сияющим золотом. Контур изображений широкий, темный. Вохрение жидкой охрой по оливковому санкирю. Внизу, в отличие от верхних изображений, апостолы представлены без нимбов. Позем темно-зеленый, фон золотой. Лузга черная, с золотым ромбическим орнаментом. У Луки, Филиппа, Андрея и Матфея в облаках — надписи греческие, у остальных — русские. На полях нет левкаса3.

3 Та же особенность на деисусе XII в. (см. № 6). Вероятно, поля этих икон с самого начала предназначались быть закрытыми окладом. Поля иконы Успения закрашены коричневой краской при реставрации в 1935 г.

Доска липовая. Древние набивные шпонки на тыльной стороне утрачены и заменены такими же новыми. Боковые поля опилены. Паволока, левкас, яичная темпера. 155×128.

Происходит из церкви Успения Десятинного монастыря близ Новгорода. Древнейшее известие об этом монастыре — в летописи Авраамки под 998 годом4.

4 ПСРЛ, т. XVI, Спб., 1889, стр. 40.

Раскрыта в ГТГ в 1935 году И. И. Сусловым.

Поступила в 1933 году из Новгородского музея. [30461]  с. 74 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 165 
¦
7. Успение

Начало XIII века. 155×128. Третьяковская галерея, Москва [30461].

Десятинный монастырь в Новгороде, откуда происходит икона, упоминается в летописи под 998 годом (Полн. собр. русских летописей, т. XVI. Спб., 1889, с. 40). Сохранность, кроме незначительных утрат, хорошая. Фон золотой. Боковые поля опилены. Сохранившиеся поля лишены левкаса, из чего можно заключить, что они с самого начала были предназначены для серебряного чеканного оклада (это же мы наблюдаем на иконах «Георгий» (в рост), «Устюжское Благовещение», на двух «Деисусах» из Успенского собора [«Спас Эммануил с ангелами» и «Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча»]). По-видимому, в XI–XII веках поля икон прикрывались, следуя византийской традиции, серебряными чеканными рамами, как мы это видим на иконах «Петр и Павел» и «Корсунская Богоматерь». Ср.: Radojčić S. Zur Geschichte des silbergetriebenen Reliefs in der byzantinischen Kunst. — In: Tortulae. Studien zu altchristlichen und byzantinischen Monumenten. Rom—Freiburg—Wien, 1966 (Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte, Bd. 30, Supplement Heft), S. 229–242 [перепечатано по-сербски в кн.: Радоjчиħ Св. Узори и дела старих српских уметника. Београд, 1975, с. 53–72]. Мотив слетающих на облаках апостолов, почерпнутый из апокрифических источников, впервые возникает в памятниках XI века (фрески Токалы килисе и церкви св. Софии в Охриде, оклад иконы в монастыре Коцхери в Мингрелии, миниатюра литургического свитка в библиотеке Греческого патриархата в Иерусалиме Σταυρου 109).  с. 165 
  
¦


Детали


A Ангел

B Ангел

C Иоанн Богослов у изголовья ложа Богоматери

D Группа апостолов у ложа в ногах Богоматери

E Апостолы

F Христос с душой Богоматери

G Апостолы у ложа Богоматери

Литература