- детали (4)
Школа или худ. центр: Тверь
Середина XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22303
Из собрания И. Остроухова.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Первая четверть XV века. Тверская школа.
Слава, на фоне которой написан Христос с душою Богоматери, с монохромным изображением ангелов и серафимов. По сторонам ложа Богоматери преклоненные апостолы, два святителя и жены. Позади фигур, по сторонам композиция замыкается двумя зданиями базиликального типа. Вверху на фоне поясные апостолы в облаках, поддерживаемых летящими ангелами, и посреди в круглом клейме возносящаяся на небо Богоматерь. Она вручает пояс апостолу Фоме1. Рисунок стройных фигур четкий и жесткий. Вохрение
1 Этот апокрифический сюжет восходит к литературным источникам V в. («История русского искусства», т. 3, М., АН СССР, 1955, стр. 31).
Доска липовая, шпонки врезные, встречные, более поздние. Паволока, левкас, яичная темпера. 113 × 88.
Раскрыта Е. И. Брягиным около 1920 года.
Найдена на соборной колокольне г. Минска2.
2 ОР ГТГ № 10/1623, теперь в ЦГАЛИ.
Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [22303]
7. УСПЕНИЕ
Из собрания И. Остроухова.
Середина XV в. 113 × 88.
Третьяковская галерея, Москва.
Принадлежность иконы к тверской школе не вполне достоверна. Тип композиции восходит к иконе рублевского круга из Кирилло-Белозерского монастыря (К. Onasch, Ikonen, Berlin, s. a., pl. 103). В отличие от византийских икон на ту же тему преобладает прославление Марии собравшимися, как в иконах «О тебе радуется».
Лит.: