Наверх (Ctrl ↑)

Введение во храм

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV в.

135 × 95 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14277

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 161 
¦
111. Введение во храм1.

1 В композиции «Введение во храм» иллюстрируется текст апокрифического Первоевангелия Иакова (главы VII, VIII). В легенде рассказывается о том, что Мария, будущая Богоматерь, по обещанию ее родителей с трехлетнего возраста была посвящена Богу, отдана в иерусалимский храм и жила там двенадцать лет, питаемая ангелом.

Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. В древнерусской живописи композиция известна с XI в. (фрески придела Иоакима и Анны в киевском Софийском соборе). Изображается иерусалимский храм. Первосвященник Захария встречает девочку Марию. Марию сопровождают ее родители, Иоаким и Анна, и непорочные девы. В этой же сцене Мария изображается вторично, сидящей на ступенях алтаря и питаемой ангелом (И. Я. Порфирьев, Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям соловецкой библиотеки, Спб., 1890, стр. 139, 140; Е. Барсов, О воздействии апокрифов на обряд и иконопись. — ЖМНП, 1885, декабрь, отд. 2, стр. 104–106).

Конец XV века. Новгородская школа.

На фоне стены, за которой видны три высоких здания со сложными декоративными кивориями2, изображена Мария, подходящая к первосвященнику с зажженной свечой в руке. За Марией следуют семь непорочных дев  с. 161 
 с. 162 
¦
(одна из них с зажженной свечой) и родители Марии. Сцена питания Марии ангелом изображена в левом здании. Фигуры первосвященника и родителей Марии много больше остальных. Пропорции фигур Марии и дев преувеличенно удлиненные. Вохрение темное, по темно-коричневому санкирю, с резкими белыми движками и подрумянкой. Красочная гамма построена на сочетании красных, коричневых и зеленых тонов. Фигуры, нимбы, фон и поля цвета слоновой кости (перечищены при реставрации). На нимбах сохранились следы золота. На полях прографленный орнамент в виде остроконечных листьев.

2 Покрытия кивориев написаны в виде высоких куполов с округлыми выпуклостями. Подобные выпуклости встречаются в старинной металлической утвари и называются «яблоками».

Доска сосновая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 135 × 95.

Собр. С. П. Рябушинского.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14277]  с. 162 
  
¦

Литература