Наверх (Ctrl ↑)

Успение Богоматери, со сценами жития

Успение Богоматери, со сценами жития
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Конец XVI — начало XVII вв.

122 × 102 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-101; КП-53403/94

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 216
¦
73. Успение Богоматери

Первая половина XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 122 × 101
Происхождение неизвестно
Ярославский музей, инв. И-101

Икона представляет так называемый «облачный» вариант изображения Успения Богоматери (об иконографии см. кат. № 56). В центре композиции — Христос, держащий душу Богоматери и одновременно благословляющий смертный одр с ее телом. С двух сторон одру Пречистой Девы в молитвенных склонениях предстоят: справа — святители Иерофей, Дионисий Ареопагит, апостолы Симон, Матфей, Иоанн, Иаков, Филипп и Петр; слева — святитель Тимофей, апостолы Лука, Марк, Варфоломей, Андрей, Павел, Фома и припадающий к ложу святитель Иаков — брат Господень. Над Христом ангелы возносят Деву Марию «во плоти» к распахнутым вратам рая. По сторонам центральной части иконы расположены изображения ангелов и апостолов, стоящих на облаках. На них, по преданию, ангелы перенесли апостолов из разных стран света, где они проповедовали Евангелие, в дом Богоматери на Сионе. Здесь по молитве Богоматери Господу они должны были проститься с Ней и стать свидетелями Ее Успения.

В нижней части иконы представлен ряд клейм с изображениями сцен, предшествовавших Успению и последовавших за ним (слева направо):

  1. «Смертное Благовещение» — архангел извещает Богоматерь о приближающемся часе Ее преставления;
  2. Моление Богоматери на горе Елеонской, во время которого Ей поклоняются дерева, «как рабы госпоже»;
  3. Священники и левиты доносят наместнику о стечении народа на погребение Богоматери;
  4. Чудо с Авфонием, попытавшимся сбросить тело Богоматери со смертного одра, переносимого апостолами к пещере в Гефсимании. Явившийся ангел Господень отсекает Авфонию руки, и только молитва к Деве Марии спасает и исцеляет нечестивца;
  5. Свидетельство вознесения Богородицы «в теле» — апостол Иоанн перед пустым гробом Богоматери в Гефсиманской пещере.

Источники этих сюжетов — апокрифическое «Слово на Успение Иоанна Богослова» и «Слово Иоанна Солунского», автора VII века (сюжет «Моление на горе Елеонской»).

В верхней части иконы — два клейма со сценами преломления хлебов апостолами Петром и Павлом. Они иллюстрируют апокрифическое предание о явлении Богоматери после Успения апостолам во время их братской трапезы. Композиция этих клейм, напоминающая изображения Евхаристии, усиливает звучание литургической символики. Одр с телом Богоматери, часто сравниваемый древними богословами, в частности Иоанном Дамаскиным, с «ковчегом завета», прообразует и евхаристический престол, вокруг которого объединяются все участники этого таинства.

Особенностью иконы «Успение» из собрания Ярославского музея является изображение пяти кадильниц: кадило в руках апостола Петра, кадило перед ложем Богоматери, кацея в руках святителя Иакова. Архангелы, изображенные в мандорле, также держат в руках кадила. Каждение — обязательный элемент церковной службы, и многократное повторение изображений кадильниц в иконе усиливает литургическое звучание композиции.

А. Федорчук с. 216
 
¦


    Клейма

  1. Смертное благовещение Богоматери
  2. Моление Богоматери на Елеонской горе
  3. Фарисеи перед царем
  4. Усекновение рук Авфонии во время несения тела Богоматери
  5. Апостол Иоанн Богослов перед гробницей Богоматери

Литература