- 2400 x 3885 пикс. [1749 кб]
- 1300 x 2064 пикс. [1159 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (1)
- дополнительные изображения (2)
Школа или худ. центр: Новгород
Ок. 1130 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28711
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:
Около
Георгий с княжеским венцом на крутых кудрях представлен в рост, на золотом фоне, без позема. В правой руке, согнутой и прижатой к груди, он держит копье; в опущенной левой руке — меч в ножнах. За левым плечом Георгия виднеется круглый щит. К XI веку относятся: контур фигуры Георгия, его темно-коричневые в завитках волосы, фиолетовый нимб, охряной панцирь (верхние красочные слои не сохранились), синие — ворот, перевязь и щит, фрагменты киноварного плаща с более темными в тон описями складок, коричневое с золотом копье, кисти рук (белого вохрения). На местах утрат первоначального красочного слоя оставлены записи XIV, XVI, XVII, XIX веков. На живописи лица XI века оставлено вохрение XIV века с резкими крупными белыми движками, из-под которого видны первоначальные темные коричневато-оливковые
Доска липовая, шпонки врезные, встречные, более поздние. Сохранились следы от первоначальных набивных шпонок на деревянных гвоздях. Паволока не однородная, левкас, яичная темпера. 230 x 142. Вверху доска надставлена на 15 см. На обороте вырезана относящаяся к первой половине XIX века дата ¤АРЛ [1130] лето».
Происходит из каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, построенного мастером Петром (воздвигнут в 1119 г., освящен в 1130 или 1140 г.).
Раскрыта в 1928–1933 годах в ЦГРМ В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и И. В. Овчинниковым.
Поступила из ЦГРМ в 1933 году. [28711]
(илл. стр. 71, 276)
ГТГ, инв. 28711.
XII в., со значительными поновлениями первой трети XIV в.
230 × 142.
Происхождение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, где была храмовой. В. Н. Лазарев отметил, что столь крупная икона не могла помещаться в древней алтарной преграде и что она служила, очевидно, «настолпным» или «настенным» образом1.
1 В. Н. Лазарев [16], стр. 213; его же [24], стр. 7.
В декабре 1927 г. икона поступила в ЦГРМ, а оттуда в 1933 г. в ГТГ.
Раскрыта в ЦГРМ в 1928–1933 гг. Реставрация производилась коллективно, под наблюдением сначала А. И. Анисимова, затем Г. О. Чирикова, а с 1931 г. — Ю. А. Олсуфьева. В 1931 г. икону раскрывал В. О. Кириков, в 1932 г. — И. И. Суслов, И. В. Овчинников, Е. А. Домбровская, Т. А. Мещерянов2.
2 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, лл. 1–67 (текст), л. 68–112 (графические материалы и фото).
По свидетельству реставрационного протокола, рентгеноскопия лика Георгия не показала наличия живописи первоначального слоя, так как слой раскрытой записи XIV в. содержит много металла3. Исследование показало и плохую сохранность изображения одежд XII в., поэтому было решено не удалять слой живописи XIV в., имеющий значительную художественную ценность.
3 Там же, л. 14.
Доска липовая (?) из четырех частей, с двумя поздними встречными врезными шпонками. Выше верхней шпонки и ниже нижней на обороте следы двух тыльных накладных горизонтальных шпонок, а также двух диагональных перекрещивающихся шпонок (те и другие были прикреплены деревянными штырями). В позднейшее время, а также при реставрации, доска была дополнительно скреплена деревянными «жуками» и стянута скрепами на винтах. В позднее время (очевидно, в XIX в.) доска была наращена сверху на 15 см; при раскрытии иконы надставка удалена.
На обороте на одной из средних досок вырезана дата «АРЛ ЛѢТО» [1130], исполненная, очевидно, в первой половине XIX в.
Ковчег. Паволока неоднородная: а) ровно-тканая и тонкая (на боковых полях и в верхней части ковчега); б) узорная в косую клетку (справа внизу); в) тканая вперебежку с пропуском нитки; г) редкая, грубая прямого переплетения.
Сохранность. В результате разновременных поновлений поверхность иконы сочетает участки живописи различных эпох, от XII до XIX в. (подробнее см. в описании). Наиболее крупным переделкам икона подверглась в 1820-х годах, во время «обновления» Георгиевского собора при архимандрите Фотии4. Тогда был сооружен новый иконостас с заново написанными иконами, а единственная уцелевшая древняя икона Георгия была закрыта новым серебряным ампирным окладом, имевшим дату 1825 г.5
4 М. К. Каргер [12], стр. 179–180.
5 «Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. Составлен под руководством Главного хранителя музея Василия Блаженного Е. И. Силина (при участии практикантов ГИМ Н. А. Реформатской и Н. Е. Мневой) в 1925 г.». — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 53. Оклад был снят с иконы в 1920-х годах, во время изъятия церковных ценностей.
Помимо утрат и переделок, указанных в описании, имеются многочисленные вставки нового грунта и тонировки. Есть утраты, допущенные при раскрытии иконы. По наблюдению Н. П. Сычева, одни части иконы, например лик, были раскрыты внимательно, другие же, менее ответственные — небрежно (например, ножны меча). При сличении раскрытой надписи с предварительной рентгенограммой стало возможным установить происшедшие деформации в начертаниях букв6.
6 Н. П. Сычев. Наблюдения над состоянием иконы Георгия из новгородского Юрьева монастыря. 30.V.1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 17 об.
Описание.
Икона, изображающая св. Георгия в рост, в воинских одеждах, с мечом и копьем в руках, щитом за плечами, была исполнена, очевидно, в XII в., однако первоначальная живопись сохранилась неполностью, и при раскрытии иконы в местах утрат оригинала были оставлены реставраторами слои разновременных поновлений. Согласно реставрационному протоколу7, к первоначальной живописи, помимо общей композиции, контуров фигур и одеяний, относятся: сиреневый нимб с остатками киноварной обводки; темно-коричневые волосы с более светлыми завитками того же тона; коричневая перевязь (венец, диадема) на волосах, с «жемчугами» и плохо сохранившимися «камнями»; светло-коричневый панцирь с красно-коричневыми притенениями (в нижней части на нем оставлены участки записи XIV в. ярко-зеленого цвета); синяя перевязь; коричневые поручи на запястьях; коричневое копье с золотым орнаментом; щит в виде четырех концентрических кругов — в середине сине-зеленый, за ним два синих и один коричневый (имеются золотые орнаменты, ассист, разновременные вставки); фрагмент обуви на правой ноге Георгия; участки золотого фона и киноварной рамки вдоль лузги.
7 См. описание состояния раскрытия иконы на 1 января 1933 г., с визой Ю. А. Олсуфьева. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 10–11.
К XIV в. принадлежат: живопись лика в виде плотного охрения с растушеванными пятнами сильно разбеленной охры в освещенных местах, с белильными бликами, с красной обводкой верхних век; зеленый хитон («тельник») с золотыми ромбами; киноварный плащ с золотым орнаментом в виде сердцевидных фигур; налокотники, выполненные «цировкой» (резьбой) по левкасу и позолоченные; участки золотого фона и киноварной рамки вдоль лузги.
Согласно реставрационному протоколу, к XIV в. принадлежит и живопись кистей рук: «по зеленому санкирю резкое высветление с сильной подрумянкой»8. Подрумянка имеет интенсивный розовый оттенок (типа разбеленной киновари). В. И. Антонова [22] относит эту живопись к первоначальному слою.
8 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 2, об., 10–11.
На отдельных участках иконы сохранились лишь позднейшие поновления: порты и меч XVI–XVII вв., обувь XVI–XIX вв. Боковые поля XVI в. — коричневого цвета с черной окантовкой; верхнее и нижнее — XIX в., оливковые; на верхнем поле имеется надпись золотом, вязью, XIX в., и сохранено позднее изображение серого наконечника копья.
Надпись на фоне киноварью:
Надстрочные знаки надписи утрачены; две последние буквы в имени святого плохо сохранились.
Время исполнения надписи не вполне ясно. По экспертизе Н. М. Каринского9, она относится к 30-м годам XV в., с точностью датировки до 30 лет. Н. П. Сычев отмечал, что она лежит непосредственно на золоте того типа, который соотносится с живописью XIV в.10 Заметим, однако, что по палеографическим признакам надпись должна быть датирована более поздним временем.
9 Там же, л. 12–13.
10 Н. П. Сычев. Наблюдения над состоянием иконы Георгия из новгородского Юрьева монастыря, л. 16.
Характер поновления XIV в. был до известной степени определен живописью оригинала. На одеждах поновление XIV в. было выполнено с соблюдением контуров оригинала, но с отступлением в цвете и деталях разделки. Под изображением плаща XIV в. лежит слой живописи XII в. — плащ также киноварный, но несколько иного оттенка, с широкими темными тенями вдоль складок (слой XII в. открыт на довольно больших участках, особенно справа внизу). Под зеленым хитоном находится живопись XII в. — синий хитон с голубыми пробелами; часть его — у ворота — осталась непоновленной. Под золоченым левкасом налокотников осталась коричневая краска первоначальной живописи.
В изображении лика, по наблюдению Н. П. Сычева, «возможно ...предположить, что мастер [XIV в.] был связан в своей работе требованиями следовать древней основе, не слишком отступать от нее при поновлении. Подчиняясь этим требованиям, мастер внес, однако, много новых современных ему живописных приемов и умело сочетал новую конструкцию лица со старыми формами, наблюдаемыми, например, в построении глаз и общих форм глазных впадин. В результате такого следования старой основе и получилось в живописи лица Георгия сохранение отзвуков старого монументального стиля»11.
11 Там же, л. 16 об.
По указанию реставрационного протокола, на лбу выше переносицы и на шее в нижней части справа частично видна первоначальная живопись12. В. И. Антонова [22] предполагает, что фрагменты древней живописи лика использованы в XIV в. как санкирь (и что тени, следовательно, относятся к слою оригинала). В отличие от поновления XIV в., записи XVI–XIX вв. существенно отступали от древнего рисунка (ср., например, наконечник копья XIX в., сохраненный на верхнем поле). Появилось изображение позема, хотя ни в XII, ни в XIV вв. его не было. В нижней части иконы (особенно ноги, нижние части одежд) реставраторами при раскрытии учитывалась необходимость соответствующей выборки сохраняемых записей для возможно большего приближения к первоначальному контуру.
12 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 8 об.
Возможно, нимб был украшен какими-то вставками (камнями?): свидетельством этому могут служить равномерно расположенные крупные выпады левкаса13.
Фактура живописи XII в. — жидкая яичная темпера;
13 Там же, л. 10.
14 Там же, л. 2.
Иконография.
Иконографический тип Георгия-воина, представленного в рост, с копьем и мечом — определен живописью XII в.15
15 Об изображениях Георгия в византийском и древнерусском искусстве см.:
Сводка литературы по иконографии Георгия — там же, стр. 66 (прим. 49).
Дополнительно укажем:
О типе Георгия-воина в рост:
Ср. также:
Датировка и атрибуция.
Живопись XII в.
Уже в XIX в. архим. Макарий [1, 2], согласно традиции, отнес икону к числу древнейших, так называемых корсунских.
Н. П. Кондаков [7, III, стр. 106] отметил, что икона написана очевидно в 1130 г., греческими мастерами. В настоящее время существуют две точки зрения о времени написания иконы. В. Н. Лазарев16 считает, что она исполнена для каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного, по свидетельству Новгородской первой летописи, в 1119 г. Время окончания строительства и освящения собора, а тем самым и создания иконы, не поддается точному определению. Согласно третьей Новгородской летописи, собор освящен в 1140 г., однако на основании некоторых соображений М. К. Каргер и Ю. Н. Дмитриев усомнились в этой дате и предложили читать ее как 1130 (6638) г.17 Как известно, из того же собора происходит икона «Благовещение» (так называемое «Устюжское») в ГТГ18. В свое время Н. Е. Мнева обратила внимание на сходство размеров обеих икон и на то, что они совпадают по ширине с гранями столбов собора (около 150 см). Обе иконы могли быть парными настолпными образами19. Относя обе иконы к византинизирующему направлению в новгородской иконописи, В. Н. Лазарев полагает, что они были написаны не ранее 30-х годов XII в.; верхняя хронологическая граница — 90-е годы XII в. Поскольку среди византинизирующих новгородских икон «Георгий» занимает несколько обособленное положение, то В. Н. Лазарев [28, стр. 112] допускает, что он мог быть исполнен не в конце XII в. (как это наиболее вероятно предположить в отношении других икон), а несколько раньше.
16 Наиболее подробно в работе В. Н. Лазарева 1970 г. [28], более кратко — в работах 1953, 1965, 1969 гг. [16, 23, 24].
18 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [22], № 4.
19 Наблюдение Н. Е. Мневой приведено в статье В. Н. Лазарева [28], стр. 112.
В. И. Антонова [22] выдвинула предположение, что икона исполнена в XI в., около 1030 г., для первого, может быть деревянного, собора Юрьева монастыря, основанного, по сообщению В. Н. Татищева, князем Ярославом Владимировичем (Ярославом Мудрым), носившим христианское имя Георгий. Критику этого предположения см. у В. Н. Лазарева [23].
Живопись XIV в.
Большинство авторов, констатируя наличие поновления на первоначальной живописи, принимают для него широкую дату: XIV в. Более определенно высказался Н. П. Сычев, отнесший живопись к концу XIV в.: «...Самая живопись лица Георгия и некоторые его детали (наприм., построение носа и характер бликов на нем), близкие к формам, известным во фресковой живописи втор. половины XIV в. ...вынуждают... считать временем исполнения лица Георгия конец XIV в.»20 Ю. А. Олсуфьев [8, 1936, стр. 44] датировал поновление не концом, а началом XIV в. Эту же атрибуцию — начало XIV в. — выдвинула и обосновала О. С. Попова [29].
20 Н. Сычев. Указ. соч., л. 16 об.
В. К. Лаурина [18] полагает, что поновление иконы можно связать с поновлением самого собора, состоявшимся, по свидетельству Новгородской первой летописи, в 1345 г. Однако стилистические данные, как показала О. С. Попова, говорят скорее за первые десятилетия XIV в. [29].
Выставки.
Литература.
30–40-е годы XII века с поновлениями первой половины XIV века
Новгород
Дерево, темпера. 230 × 142
Инв. 28711
Святой представлен в рост, в правой руке, поднятой к груди, держит копье, в левой — меч в ножнах, за левым плечом — круглый щит. Одет в длинный красный плащ, обернутый вокруг пояса и закрепленный у запястья левой руки1. Под плащом — светло-коричневый панцирь и синий тельник, на ногах — коричневые кампагии.
1 Эта деталь в одежде воина редко встречается в византийском искусстве, например,
Лик Георгия прописан в XIV в. Вероятно, сквозь живопись XIV в. просвечивает первоначальный слой, который был использован как санкирь. Охрение, положенное жидко, просвечивает из-под записи XIV в. — светлорозоватое, с большим добавлением белил. Поверх этого слоя — охрение XIV в., более темное, оливковое, с яркими корпусными белильными движками, характерными для живописи первой половины XIV в. Красная опись на верхних веках и по линии носа, очевидно, повторяет древнюю, но усилена в XIV в. Живопись кистей рук резко отличается от лика — здесь преобладают светлые, разбеленные охры и яркая розовая подрумянка — нет темных, оливково-охристых тонов, определяющих характер охрения лика. Белильные корпусные высветления и темные тени положены сверху при разделке пальцев на правой руке. Это дает основание предположить, что корпусная разделка белил и теней относится к XIV в. Возможно, подрумянка тоже отчасти правлена в XIV в., а внизу виден слой живописи XII в. с характерным жидким наложением сплавленных красок2. Нимб сиреневато-розовый, с красной обводкой. Позема на древней иконе не было3. Фон золотой, лузга красная.
2 Согласно реставрационному протоколу, живопись кистей рук относится к XIV в. (ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 204, л. 9 об., 10–11). В. И. Антонова относит живопись рук к первоначальному слою ( Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2, т. 1, № 1).
3 Изображение позема появилось на записях ХVI–XIX вв.
Надписи. На лицевой стороне в верхнем левом углу на золотом фоне киноварная, наполовину утраченная, 30-х XV в.4: ОАГИ[...] ГЕОРГИ[...] (святой Георгий).
4 Экспертиза Н. М. Каринского (ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 204, л. 12, 13).
На верхнем поле надпись вязью XIX века.
На оборотной стороне, на одной из средних досок, вырезана дата АРЛ ЛѢТО (1130 год), исполненная, очевидно, в первой половине XIX в.
Доска липовая (?), из трех частей с двумя поздними встречными врезными шпонками. Над верхней и под нижней врезными шпонками следы двух накладных горизонтальных шпонок и двух диагональных перекрещивающихся шпонок со следами от деревянных штырей5. В позднее время, а также при реставрации доска скреплена «ласточками» и стянута креплениями на винтах. Вероятно, в XIX в. доска была наращена сверху на 15 см; при раскрытии иконы надставка удалена. Ковчег, паволока четырех типов: ровнотканая и тонкая (на боковых полях и верхней части ковчега); узорная, в косую клетку (справа внизу); тканая вперебежку с пропуском нитки; редкая, грубая, прямого плетения, левкас.
5 Сходные шпонки крепят доски оборота иконы «Благовещение Устюжское» (Кат. 1, 7).
Сохранность. Первоначальная живопись сохранилась фрагментарно. При реставрации оставлены разновременные поновления XIV, XVI, XVII и XIX вв. в местах плохой сохранности слоя XII в. При поздних прописях первоначальный контур фигуры Георгия и композиция иконы в основном не изменены. От первоначальной живописи остались: сиреневато-розовый нимб местами с киноварной обводкой; волосы и жемчужный венец с камнями (имеются утраты); синий тельник и светло-коричневый панцирь; красный плащ с темными тенями вдоль складок (у ворота, под левой рукой и у пояса); синяя перевязь, щит и копье; коричневые поручи с красными камнями; плетеная обувь на правой ноге (фрагмент); участки золотого фона и киноварной рамки вдоль лузги. Первоначальное охрение светлого, чуть розоватого оттенка видно на лбу (над переносицей) и на шее (внизу, справа), а также на руках. К живописи XIV в. относится: живопись лика темного охрения с яркими пробелами; киноварный плащ с сердцевидным золотым орнаментом; зеленый тельник с золотыми ромбами, налокотники и нижняя часть панциря, выполненные «цировкой» по левкасу.
Остальные фрагменты относятся к поздним поновлениям: порты и меч — XVI–XVII вв.; обувь — XVI–XIX вв.; поля: боковые — XVI в., верхнее и нижнее — XIX в.
Реставрация. В 1928–1933 раскрыта группой реставраторов (в том числе В. О. Кириковым, И. И. Сусловым, И. В. Овчинниковым, Е. А. Домбровской, Т. А. Мещеряковым) под наблюдением А. И. Анисимова, Г. О. Чирикова, Ю. А. Олсуфьева в ЦГРМ6.
6 ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 204, л. 1–67 (текст), 78–112 (графический материал и фото); см. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII века — начало XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976, с. 175.
Происхождение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, где была храмовым образом и включалась в композицию нового иконостаса, сооруженного в 1820-е при архимандрите Фотии, когда «обновлялся» собор. Тогда же для иконы был сделан серебряный оклад, имевший дату 18257. В. Н. Лазарев считал, что икона Георгия в XII в. была «настолпным» или «настенным» образом, в пользу чего свидетельствует ее большой размер, не приспособленный для формы старой алтарной преграды8. В своей аргументации В. Н. Лазарев ссылается на наблюдения Н. Е. Мневой, которая отметила совпадение в размерах икон «Георгий» (230 × 142) и «Благовещение Устюжское» (229 × 144 — первоначальный размер), а также ширины граней крестообразных столпов Георгиевского собора (ок. 150 см), высказав предположение, что обе иконы могли быть парными настолпными образами9.
7 Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. Составлен под руководством Главного хранителя музея Василия Блаженного Е. И. Силина (при участии практикантов ГИМ Н. А. Реформатской и Н. Е. Мневой) в 1925 // ОР ГТГ, ф. 68, ед. хр. 341, л. 53, № 5. При изъятии древних ценностей оклад был снят с иконы. Местонахождение его неизвестно.
Поступление. В 1933 из ЦГРМ.
Иконография. Согласно ортодоксальной житийной литературе, Георгий — великомученик, воин, живший в конце III — начале IV в. в Каппадокии (Малой Азии), претерпел мученическую смерть при императоре Диоклетиане. Культ его сложился в V в. в Малой Азии, Сирии, Палестине и получил широкое распространение в Византии, на Кавказе, на Балканах, на Руси и в Западной Европе. Наиболее древние изображения Георгия относятся к V–VI вв. и представляют его как мученика (например, икона «Богоматерь на престоле с Феодором и Георгием» VI в. в монастыре Св.
О культе Георгия, его изображениях в византийском и русском искусстве и подборку литературы по этим вопросам см.
Атрибуция. О времени написания иконы существуют две точки зрения. В. И. Антонова высказала предположение, что икона исполнена около 1030 для первого, возможно, деревянного собора Юрьева монастыря, основанного в 1030 князем Ярославом Владимировичем, носившим христианское имя Георгий (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 1, с. 47, 48). В. Н. Лазарев считал, что икона Георгия исполнена для княжеского каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного, по свидетельству Первой Новгородской летописи, в 1119 и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству Третьей Новгородской летописи, в 1140 (Лазарев 1965, с. 68). Ю. Н. Дмитриев предлагает читать эту дату как 1130. О дате освящения собора см. Каргер 1946, с. 175–179; Дмитриев 1954, с. 239, примеч. 7. В. Н. Лазарев допускал возможность написания иконы Георгия как храмового образа к моменту освящения собора — т. е. около 1130 (или 1140) (Лазарев 1970, с. 112). Вырезанная на обороте иконы надпись: АРЛ (1130) ЛѢТО, возможно, отражает местное монастырское предание о дате создания иконы. Плотное заполнение иконной поверхности изображением фигуры воина, торжественная фронтальность позы, отсутствие позема дают возможность сопоставить икону Георгия с монументальными образами ХI — начала XII в. (см. изображение пророков в барабане Софии Новгородской, 1108).
Первоначальный колорит иконы, который можно восстановить по сохранившимся фрагментам XII в., ближе цветовым решениям середины — второй половины XII в. Ср. с иконой Георгия из Московского Кремля начала XII в. (ГММК, инв. 966 соб.) и иконой «Апостолы Петр и Павел» середины XI в. (Новгородский музей, инв. 11776), колорит которых строится на сочетании более ярких, чистых, светоносных красок; темно-красный плащ Георгия с более темной разделкой складок ср. с мафорием «Богоматери Боголюбской», ок. 1158 (Владимиро-Суздальский музей, инв. 2560).
Выставки.
Литература.
30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва [28711].
Из княжеского Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом, заложенного в 1119 году и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству III Новгородской летописи, 29 июня 1140 года (Ю. Н. Дмитриев предлагает читать эту дату как 1130 год). Икона, помещавшаяся на столбе, была главным храмовым образом собора, посвященного св. Георгию (ширина лопатки крестообразного столба равна 150 см, ширина иконы на 8 см уже). На обороте иконы вырезана относящаяся к XIX веку мало достоверная дата — 1130 год. От XII века сохранились контур фигуры, волосы, нимб, панцирь, ворот, перевязь и щит, фрагменты плаща и обуви на правой ноге, копье и часть кисти левой руки. Все остальное (включая и лицо) дописано либо переписано в основном в XIV веке. На местах утрат первоначального красочного слоя оставлены
Статья об иконе в Википедии | ru.wikipedia.org | Добавлено 09.03.2014 |