Наверх (Ctrl ↑)

Пророк Захария

Из пророческого чина

Пророк Захария
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1560-е годы

Дерево, три доски, две встречные односторонние шпонки, паволока, левкас, темпера.
117 × 77.5 × 3.1 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-3189

См. в «Галерее»:

 Русские монастыри 1997 

Пророк Захария.
1560-е. Москва.
Дерево, три доски, две встречные односторонние шпонки, паволока, левкас, темпера. 117 × 77,5 × 3,1.
Пост. в 1964 из Тихвинского монастыря.
ДРЖ-3189.
Раскрыта (частично) в ГРМ (1964, И. П. Ярославцев).

В древности икона находилась в пророческом ряду и была частью ансамбля большого иконостаса. На ней представлен один из двенадцати малых пророков, живших после Вавилонского плена. Полагают, что Захария был священнического рода и служил в Иудее или Иерусалиме. Вместе с пророком Аггеем был инициатором восстановления Иерусалимского храма и организатором храмового богослужебного ритуала после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Составленная им книга, состоящая из 14 глав, наполнена пророческими видениями, патетическими речами, горячими призывами к завершению строительства Храма. В то же время в ней постоянно звучит мысль о неминуемости наказания, о неправедности сынов освобожденного народа и будущем праведном суде, о близости мессианского времени. Характер этого памятника во многом определяется его размещением в иконостасе на большой высоте. Отсюда монументальность, обобщенность форм и линий, локальность и яркость цветовой палитры. В интенсивном, эффектном сочетании алой киновари, густо-зеленых и желтых оттенков, в нарядном оплечье, украшенном крупными драгоценными камнями и жемчугом, проявляется импозантно-представительный, но холодноватый официальный стиль московской живописи середины XVI века. (И. Шалина)

Литература