Наверх (Ctrl ↑)

Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми

Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XII — начало XIII вв.

145 × 94 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12862

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 69 
¦
9. Никола, со святыми на полях.

Средник — XII век. Киев (?)1, изображения на полях — XIII век. Новгород.

1 К этому предположению склоняет близость художественного образа Николы на среднике с изображением его на серебряной пластинке XI — начала XII в., найденной в пределах Киевского государства (см. Г. Ф. Корзухина, Русские клады IX–XIII вв., М.–Л., 1954, стр. 93, табл. XVI, I). По-видимому, икона Николы, написанная в XII в. киевским мастером, была реставрирована в XIII в. в Новгороде. Именно тогда были добавлены изображения на полях.

Никола изображен по пояс, с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным. Плечи Николы как бы сжаты полями доски, а боковые части фигуры срезаны ими. Это увеличивает значительность продолговатой с высоким лбом головы Николы и его покрытого морщинами аскетического лица. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты. Вохрение жидкой охрой по светло-охряному санкирю. Темно-красные и оливково-зеленые тени приплеснуты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин — красновато-коричневые. Губы темно-красные.  с. 69 
 с. 70 
¦
Волосы исполнены белильными мазками (почти не сохранились), лежащими поверх зеленоватой рефти. Фелонь темно-коричневая, с черными описями складок и серебряным ассистом, расходящимся лучеобразно от сплошных серебряных пятен-бликов. От живописи белого омофора уцелели следы. Сохранились также фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез его киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку.

На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия. Эту живопись нужно отнести к новгородской школе. Вохрение без санкиря желтой охрой с красной подрумянкой и белыми мазками-движками. Вверху поясные «Казма» и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника. Первыми представлены князья: слева — Борис, справа — Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева — «Флур», справа — Лавр, в синих и красных одеждах. Внизу слева — преподобная «Овдокия» в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее — зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа — мученица До[мн]а (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе. На нижнем поле слева — поясная Параскева (?) в красном мафории, справа — поясная «Фотинниа», в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные.

Доска липовая. Древние набивные торцовые шпонки утрачены. Их заменяют более поздние шпонки, скрепляющие планки. Кроме того, на обороте четыре более поздние врезные короткие шпонки, из которых одна утрачена. Паволока, левкас, яичная темпера. 140×93. С доделками 145×94.

Происходит из Новодевичьего монастыря в Москве, куда по монастырскому преданию икона Николы была привезена из Новгорода Иваном Грозным вместе с иконой Ярославской Богоматери 1564 года, и теперь находящейся в этом монастыре2.

2 Л. С. Ретковская, Путеводитель по музею «Новодевичий монастырь», М., 1956, стр. 38.

Икона Николы раскрыта в 1919 году в Комиссии И. И. Сусловым, В. А. и М. И. Тюлиными, В. К. Тарыгиным и П. И. Цепковым.

В ГТГ поступила в 1930 году из ГИМ. [12862]  с. 70 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 165 
¦
9. Николай Чудотворец

Начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва [12862].

Из Ново-Девичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери (Ретковская Л. С. Новодевичий монастырь. Путеводитель по музею. М., 1956, с. 38). От серебряного фона мало что осталось. От первоначальной живописи белого омофора уцелели лишь незначительные фрагменты, как и от золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку. Лик, сама фигура и изображения на полях сохранились хорошо. Поля, в подражание серебряным окладам, украшены небольшими фигурками, которые написаны на белом фоне. Эти изображения, принадлежащие другому мастеру, могли быть выполнены позднее средника, что, однако, мало вероятно. Наверху представлены этимасия и полуфигуры Косьмы и Дамиана, на боковых полях Борис и Глеб, Флор и Лавр, Евдокия и Домна (?), внизу Параскева Пятница и Фотиния. Подбор святых указывает на Новгород как место выполнения иконы. В пользу этого говорят также орнамент трона и «рваная» трактовка волос, встречающаяся только в новгородских памятниках (икона Николая Чудотворца в Русском музее, фреска в Старой Ладоге).  с. 165 
  
¦


Детали


A Флор

B Лавр

C Евдокия

D Фотиния

E Святой князь Глеб

Литература