Наверх (Ctrl ↑)

Борис и Глеб с житием

Борис и Глеб с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Москва

Вторая четверть XIV в.

134 × 89 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28757

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 244
¦
209. Борис и Глеб, с житием.

Начало XIV века. Московская школа. Коломна1.

1 Коломна была присоединена к Московскому великому княжеству в 1302–1307 гг. (М. Н. Тихомиров, Средневековая Москва в XIV–XV веках, М., 1957, стр. 273–274). Ранние коломенские памятники имеют большое значение для суждения о возникновении и сложении московской живописи, древнейшие произведения которой почти не сохранились.

Весьма вероятно, что рассматриваемая икона Бориса и Глеба восходит к древнему рязанскому прототипу. См. близкую по композиции, происходящую из Солотчинского монастыря одноименную шиферную икону XIII в. № 3779 в Рязанском музее. Она воспроизведена у А. Л. Монгайта в его книге « Рязанская земля», М., 1961, на стр. 304, рис. 141 (датирована XII в.). В 1195 г. в Рязани существовал Борисоглебский собор, служивший усыпальницей рязанских князей. В XI–XII вв. князья Борис и Глеб уже считались покровителями второго крупного центра Рязанской земли — Мурома, где также был посвященный им собор. О рязанском культе Бориса и Глеба см.  М. Н. Тихомиров, Древнерусские города, М., 1956, стр. 429 и 431.

Князья стоят с крестами и мечами в руках, слегка повернувшись друг к другу. К древней живописи на среднике относятся: у Бориса — лицо, кисти рук, шапка, алам, украшенная драгоценными камнями кайма малинового корзна и левая нижняя его часть (первоначального коричневого цвета), красные пояс и сапоги, а также меч в коричневых ножнах; у Глеба — лицо, кисти рук и окаймляющая их одежда, шапка, крайняя левая часть испода корзна (коричневого цвета), кайма с камнями, сапоги и меч2. Первоначально кафтаны князей были серовато-лиловатого прозрачного цвета, с серо-голубыми пробелами. Корзна были написаны плотным слоем краски. У Бориса корзно было коричневое со светло-охряным исподом; у Глеба же, наоборот, — верх корзна был светло-охряной, а подкладка его — коричневая. Вохрение жидкое, плавью, коричневой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю, лежащему лишь в затененных местах3. Освещенные места, в особенности на более юном лице Глеба, приплеснуты белилами. На лице Бориса — следы движек. Кафтаны и корзна князей поновлены после пожара в XVI веке. К этому же времени относится золотой фон средника и следы золота на полях с красной опушью. Первоначальный фон средника был красный4.

2 Лица Бориса и Глеба близки к изображениям на «Сошествии во ад» конца XIV в. из Коломны (см. № 212) и к иконе XIV в. «Мати Молебница» (см. № 210). Кроме того, характер передачи лиц, а также техника их близки к трактовке лица Одигитрии XIV в. (в чеканном окладе с изображением семи клейм жития Богоматери, двумя архангелами и етимасией между ними) из ризницы Благовещенского собора в Московском Кремле, теперь в Гос. Оружейной палате (см. фото в ОР ГТГ 67/104).

3 Такого вида плавь восходит к технике живописи домонгольского периода.

4 См. фрагменты над поземом посредине, по краю нимбов и по контуру одежд.

Клейма жития расположены в следующем порядке:

  1. Владимир Святославич вручает Борису меч и отправляет его на войну с печенегами;
  2. Погребение Владимира;
  3. «Борис возвратися, не обрете супостат»;
  4. Борис с Георгием Угрином молится у шатра;
  5. «Борис видит сон о смерти своей»;
  6. Убиение Бориса и Георгия Угрина;
  7. Погребение Бориса в  с. 244
    с. 245
    ¦
    Вышгороде;
  8. Повар Торчин убивает Глеба;
  9. Тело Глеба в пустыне между двумя колодами: «Повергоша Глеба межю двема колодома»;
  10. Перенесение мощей Бориса и Глеба;
  11. Борис предрекает Георгию Угрину мученическую смерть от Святополка, грозящую им обоим (с этого клейма начинается назидательная история о злодее Святополке);
  12. Святополк велит мужам вышгородским убить Бориса;
  13. Святополк награждает убийц;
  14. Ярослав сражается со Святополком;
  15. Расслабление Святополка;
  16. Могила Святополка «между Чехи и Ляхи».

Краски клейм жидкие, светлые. В них сочетаются киноварь, оттенки серовато-синего, желтого и коричневого. Поземы коричневые и желтые, фоны белые, надписи красные. Возможно, что клейма и средник написаны разными мастерами.

Доска липовая, шпонки набивные, прикрепленные деревянными гвоздями. Паволока, левкас, яичная темпера. 134 × 89.

Происходит из церкви Бориса и Глеба, что в Запрудах в г. Коломне.

Раскрыта в ГТГ в 1937 году И. В. Овчинниковым.

Поступила в 1936 году из Коломны. [28757] с. 245
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 363 
¦
85. Борис и Глеб с житием

Вторая четверть XIV века. 134×89. Третьяковская галерея, Москва [28757].

Из церкви Бориса и Глеба в Запрудах в городе Коломне, присоединенном к Московскому княжеству в 1302 году. Сохранность посредственная. Довольно много потертостей верхнего красочного слоя. Кафтаны и плащи центральных фигур поновлены после пожара XVI века. К этому же времени относятся золотой фон средника и следы золота на полях с красной опушью. Первоначальный фон средника был красный. Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке.  с. 363 
  
¦

Детали


A Лик Бориса

B Лик Глеба

Литература