- 1936 x 2713 пикс. [1065 кб]
- 1400 x 2038 пикс. [1309 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (4)
Школа или худ. центр: Новгород
Третья четверть XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12874
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Страшный
Середина XV века. Новгородская школа.
Композиция в основном построена на дугообразных линиях и кругах. Вверху, в центре, на фоне концентрических кругов — поясной Саваоф, окруженный серафимами и символами евангелистов. Вокруг, в восьми меньших кругах, изображены силы небесные (в семи кругах по два ангела, в восьмом престол), обрамленные большим облачным кругом.
В большом круге слева — Иоанн Богослов, который, по легенде, как древний праотец Енох, был взят живым на небо и получил от бога «откровение» о предстоящих перед концом мира событиях.
Вверху этого круга находится большой квадратный сосуд на трех ножках, с красной жидкостью, по всей вероятности, это апокрифическая Соломонова чаша, понимавшаяся как прообраз «евхаристической» чаши с кровью
По кругу, по сторонам этого изображения, расположены двенадцать кружков с изображением человеческих голов в коронах. Можно думать, что это олицетворение небесных светил — «Астрологии», соответствующих по количеству двенадцати месяцам
Чередование этих кружков по краскам светло-розовой и темно-зеленой, вероятнее всего, означает смену дня и ночи.
Справа от описанной композиции с Саваофом, под свиваемым ангелами свитком неба, изображен светлый круг с «ангелами света», гонящими трезубцами черный круг тьмы. Между этими кругами Христос на троне в славе.
Левее Христа три ангела у Голгофы — горы, на которой видны крест, копье, трость и пещера с черепом Адама. Под «уготованным» престолом стоит на подножии сосуд с высоким горлышком. Это, вероятнее всего, изображение того сосуда, в который, по апокрифическому Евангелию Никодима, Иосиф Аримафейский собирал кровь
Над пламенем ада, в котором сидит прикованный к зверю Сатана с душой Иуды в руках, ангел толкает в огонь трезубцем трех грешников. Это архиепископ, царь и монах. Под гиенной огненной расположены клейма со сценами адских мук. Их семь, соответственно семи смертным грехам. Горний Иерусалим (в верхнем левом углу) представлен рядом сооружений, с выделяющимся среди них крестообразным в плане зданием с деревьями, увенчанным сенью на четырех столбиках. Впереди зданий, в четырех арках, расположены праведники. Крылатые схимники изображены в левом, нижнем углу подлетающими к вратам рая.
Вохрение светлое, с подрумянкой, по коричневому санкирю, с высветлением. Фигуры укороченных пропорций, большеголовые. Колорит яркий, звучный. В нем преобладают цвета: киноварь, голубец, зелень, охра, белила и отдельные пятна коричневых и сиреневых тонов. Фон и поля с остатками золота. При раскрытии иконы в начале XX в. сделаны тонировки с небольшим дополнением рисунка.
Доска сосновая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 162×115.
Собр. А. В. Морозова.
Поступила из ГИМ в 1930 г. [12874]
Третья четверть XV века. 162×115. Третьяковская галерея, Москва [12874].
Из собрания А. В. Морозова. Сохранность хорошая. Золото на фоне и на полях почти полностью утрачено. При раскрытии иконы в начале XX века были сделаны тонировки с небольшими дополнениями рисунка. Сцена Страшного суда помимо традиционных элементов включает в себя много дополнительных эпизодов. В верхнем регистре представлена в центре полуфигура Саваофа в окружении серафимов и символов евангелистов. По наружному кругу размещены двенадцать кружков с головами в коронах, олицетворяющих небесные светила, которые соответствуют двенадцати месяцам года (чередование в кружках светло-розовой и темно-зеленой красок означает смену дня и ночи). В этот же круг вписаны фигура праотца Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях, а также сосуд с кровью — вероятно, апокрифическая Соломонова чаша, понимаемая как прообраз Евхаристии. Справа, под свиваемым ангелами свитком неба, три круга — один с восседающим на троне Христом, другой с «ангелами света», третий черный. Здесь ангелы прогоняют трезубцем тьму. Под ними три ангела, подлетающих к Голгофе. В верхнем левом углу изображен Горний Иерусалим с праведниками. Второй регистр — вполне традиционен (деисус, Адам и Ева, апостолы и ангелы). Столь же традиционен и третий регистр (престол уготованный, ангелы, праведники и грешники), но здесь имеются две не совсем обычные детали: из-за грешников виднеется черная полоса, означающая наступление на земле тьмы, ниспосланной с небес в виде черного круга (первый регистр), а под предстолом размещена длань с сосудом на подставке (это, вероятно, тот сосуд, в который Иосиф Аримафейский собирал, по апокрифическому Евангелию Никодима, кровь Христову). Из пасти ада к ногам Адама поднимается змий; на нем кольца с маленькими фигурками чертенят. Кольца символизируют мытарства, через которые должны пройти грешники. Справа, под грешниками, темный круг, окруженный ангелами, возвещающими о наступлении судного дня. В этом круге — традиционные Земля и Море, отдающие мертвецов. Ниже — разверстая пасть ада с сатаной, держащим душу Иуды. Ангел толкает трезубцем в ад трех грешников (характерен для вольнодумного Новгорода их подбор — архиепископ, царь и монах). Ниже размещены семь клейм со сценами адских мучений, соответственно семи смертным грехам. Рай слева представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Крылатые схимники подлетают к вратам рая. Над группой праведников — небольшой круг с четырьмя зверями, символизирующими «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское (видение пророка Даниила). Наконец, внизу, между сценами ада и рая, помещена прикованная к столбу фигура обнаженного человека. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного». По сравнению с византийскими изображениями Страшного суда новгородская икона изобилует побочными эпизодами и отличается более свободным распределением на плоскости отдельных сюжетов.