Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Богослов в молчании

Иоанн Богослов в молчании
Изображения с более высоким разрешением:

Кулюксин Нектарий

1679 г.

Дерево, темпера яичная, серебрение, позолота. Доска с ковчегом, две врезные сквозные шпонки.
109 × 85 × 3.5 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ЭРИ-475

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Косцова, Побединская 1990 

НЕКТАРИЙ КУЛЮКСИН

8. Иоанн Богослов в молчании. 1679 г. Кирилло-Белозерский монастырь

Апостол изображен по пояс, правой рукой касается уст, левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. За плечами святого летящий ангел в восьмиконечном нимбе. Одежды и крылья ангела золоченые, нимбы и орнаментированные поля серебряные. На обороте вкладная надпись чернилами, в пять строк: 188 (1679) ГОДОУ ДЕКАБРЯ В 10 (день) В ЦРКОВЬ ПРСЫЯ ТРЦЫ ПО ВЕРЕ ПИСАЛ КИРИЛОВСКОИ МНОГОГРЕШНОИ ЧЕРНЕЦ НЕКТАРИИ КУЛЮКСИН СИИ ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕНИКА ХСВА ИОАННА БГОСЛОВА ПОСТАВИЛ В ПОМИНОК СВОЕЙ ДШИ ВО МНОГИЕ ЛЕТА ДОКОЛЬ ГСДЬ БГ ПОВЕЛИТ.

Дерево, темпера яичная, серебрение, позолота. Доска с ковчегом, две врезные сквозные шпонки. 109 × 85 × 3,5. № ЭРИ-475.

Поступление: 1960 г. из Троицкой церкви (1727 г.) села Ненокса, Беломорского района Архангельской области (экспедиция ГЭ).

Выставки: «Шедевры Эрмитажа», 1977; «Сто икон», 1983; «Барокко», 1986.

Литература: 1) Экспедиция 1959–1960 гг. С. 70; 2) Шедевры Эрмитажа. Табл. 41; 3) Памятники русской художественной культуры X — начала XX вв. М., 1979. С. 31, 185; 4) Сто икон. № 70; 5) Барокко. № 15.

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 266
¦
94. Иоанн Богослов в молчании

1679 год. Нектарий Кулюксин. Кирилло-Белозерский монастырь1
Дерево, темпера. 109 × 85
Поступила из церкви Троицы в селе Ненокса Беломорского района Архангельской области2
ГЭ, инв. ЭРИ-475

1 На обороте иконы помещена вкладная запись, рассказывающая о мастере, времени и месте изготовления и назначении вклада. Надпись особенно интересна: вкладчик иконы оказался одновременно ее профессиональным исполнителем, указавшим год и место своей работы. Нектарий Кулюксин — талантливый иконописец мастерской Кирилло-Белозерского монастыря, крупнейшего на Севере художественного центра.

2 Икона поступила из Троицкой церкви села Ненокса Архангельской области — богатого торгово-промышленного пункта Двинской земли, входившего в середине XV в. в состав обширных владений Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника. Будучи богатым посадом с соляными варницами, село Ненокса принадлежало в более позднее время крупным северным монастырям. Не исключено, что иконописец Нектарий Кулюксин был уроженцем этого села, а потому и вложил в местную церковь Троицы икону «на помин своей души».

На иконе изображен святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, сын Заведея и Соломии, брат апостола Иакова-старшего, вместе с которым удостоился от Иисуса Христа прозвища «Воанергес», т.е. «сын грома»; родился в Вифсаиде и был рыбаком. Иоанн был призван к апостольскому служению Иисусом Христом (Мф. 4 : 21; Мк. 1 : 19–20; Лк. 5 : 10; Ин. 1 : 35–40) и стал его любимым учеником (Ин. 13 : 23). Иоанн вместе с апостолами Иаковом и Петром был свидетелем Преображения Господня (Мф. 17 : 1–13; Мк. 9 : 2–13; Лк. 9 : 28–36), воскрешения дочери Иаира (Мк. 5 : 21–43; Лк. 8: 40–56), присутствовал во время последней молитвы Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26 : 37; Мк. 14 : 33), был усыновлен Девой Марией и стал ее попечителем до самой кончины (Ин. 19 : 25–27). Апостол оказался одним из немногих свидетелей самых главных моментов в земной жизни Христа — Премудрости Божией и всю свою последующую жизнь посвятил служению Премудрости. Его именование в Церкви Богословом является уникальным, поскольку в восточнохристианской традиции впоследствии только двое сподобились такого имени — св. Григорий Богослов (ум. 389) и св. Симеон Новый Богослов (ум. 1021). Их всех объединяет особое внимание в богословии ко второму лицу Святой Троицы — Богу Слову, Логосу и Премудрости Божией. Они все являются слугами Премудрости, которые раскрывали людям Божественное Откровение.

В каноне Нового Завета апостолу Иоанну Богослову принадлежит четвертое Евангелие, три соборных послания и Откровение, или Апокалипсис. Начальные слова его Евангелия — «В начале было Слово, и Слово было у Бога...» (Ин. 1 : 1–5) — вынесены на страницы Евангелия, изображенного на иконе. Апостол указывает на него рукой. Именно эти слова в Новом Завете являются основными для отождествления Христа как предвечного Сына Божьего и Логоса-Премудрости. Правее, над плечом евангелиста, изображен ангел, шепчущий ему слова Евангелия. Это иконографическое указание на то, что настоящим автором библейских книг является сам Бог. Библейские книги признаются Церковью богодухновенными, поскольку Святой Дух воздействует на апостолов и пророков таким образом, что написанное ими становится Словом Божиим. Благословение ангела указывает на исполнение им и Иоанном воли Божией. Изображение Софии предстает в рассматриваемой иконе как олицетворение дара, подаваемого Святым Духом. Об этом свидетельствует и надпись «Святой Дух». И ангельский лик, и семиконечный нимб являются иконографическими атрибутами Софии и ее слуг. Очевидно, эта иконография восходит к Апокалипсису, где говорится, что Откровение было показано Иоанну через посланного Иисусом Христом Ангела (Откр. 1 : 1). Восьмиконечный нимб состоит из двух наложенных друг на друга ромбов — красного и голубого, что символизирует власть Премудрости над тварным и нетварным миром. Наименование Иоанна «сыном грома» связано с тем, что он является предвозвестником устрашающего в своей очистительной силе небесного огня, призванного в Апокалипсисе обновить мир. Это вновь соотносит нас с темой служителя Премудрости, поскольку Господь «творит Ангелами Своими духов, и служителями Своими огонь пылающий» (Пс. 103 : 4).

Икона носит название «Иоанн Богослов в молчании». Правой рукой апостол касается уст, что справедливо воспринимается как знак безмолвия. Приложенный к устам перст обозначает и то, что Откровение Божие есть тайна, приобщиться к которой может лишь чистый сердцем человек: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5 : 8). Апостол в церковной традиции называется «тайнозрителем Судеб Божиих» — будущей судьбы мира. По слову апостола Павла, Церковь «проповедует Премудрость Божию, в тайне сокровенную» (1 Кор. 2 : 7). Главной задачей слуг Премудрости является приобщение людей к вершинам религиозного познания, которые являются не просто сводом жизненной мудрости или нравственных норм, а опытом общения с самим Христом, который и есть настоящая Премудрость. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется русской Церковью дважды в году — 9 октября и 21 мая.

Орнаментальная рамка на полях иконы имитирует богатый серебряный с чернью оклад.

Литература

А. Косцова, А. Мусин с. 266
 
¦


Дополнительные изображения


Надпись на обороте иконы

Литература