Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Одигитрия (Смоленская)

Богоматерь Одигитрия (Смоленская)
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

XV в.

129 × 95.5 см

Покровский собор Рогожского кладбища, Москва, Россия

Приведена фотография иконы до реставрации.

См. в «Галерее»:

 Древние иконы 1956 

28. Икона с изображением Одигитрии**** (Смоленской Богоматери) и двумя поясными изображениями св. архангелов Михаила и Гавриила по сторонам от ее головы.

**** Название иконы Одигитрии происходит от греческого слова «одигос», что обозначает по-русски «водительница». Икона Богоматери Одигитрии была прославлена еще в древности — в VII–VIII веках и особенно почиталась у населения Константинополя.

 с. 17 
 с. 18 
¦
Икона помещается в главном иконостасе Покровского храма, налево от царских врат. Общий размер доски 129 × 95,5 см. Живопись Андрея Рублева.

Древняя (первоначальная) живопись иконы частично раскрыта (изображения архангелов, а также часть фона) и находится в процессе реставрации.

Пока трудно говорить о подлинном изображении Богоматери, находящемся под записями, но иконографически оно восходит к первой четверти XV века. Силуэт младенца Христа, контуры его головы, характер его посадки, моделировка складок одежды, разделка их золотым «ассистом» (параллельными штриховыми золотыми линиями) — все это дает основание рассчитывать на наличие под записями древней живописи, относящейся к указанному времени.

Открытые изображения архангелов позволяют сделать вывод, что их писал сам Андрей Рублев. Доказательством этого являются следующие характерные для его манеры черты: во-первых, сам образ архангелов, затем характерный наклон их голов, изысканная линия силуэта крыльев, моделировка лиц сочно наложенной краской, волосы светло-коричневого тона с разделкой. Особенно бросается в глаза нежный светло-зеленого оттенка гиматий Архангела Гавриила (направо от Богоматери) с тонко найденным рисунком энергично брошенных складок. Все краски сгармонированы и приведены в единый, празднично звучащий строй.

Дальнейшее раскрытие сплошь записанной живописи позволит сделать окончательный вывод об этом совершенно исключительном памятнике древнерусской живописи.

Детали


A Архангел Гавриил

Литература