Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Умиление

Богоматерь Умиление
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Первая четверть XVI в.

Дерево, левкас, темпера. Врезок в новую доску.
47.5 × 37.7 см

Государственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 80408 (?) И VIII 1559

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Царство и Царствие 2002 

7. БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ
Середина XVI века
Из Соловецкого монастыря
47,5 × 37,7
Государственный Исторический музей

Икона из Соловецкого монастыря относится к иконографическому типу Ласкающей Богоматери (Богоматери Умиление). Он сложился в византийском искусстве в конце X века и получил широкое распространение в XI–ХII веках в связи с появлением новых текстов в составе страстной службы.

Главное содержание иконы «Богоматерь Умиление» — обостренное духовное переживание грядущей искупительной жертвы Христа. Объятия Богоматери и младенца прообразуют полноту божественной любви, высшим проявлением которой является жертва, приносимая Христом для спасения людей. При этом на иконе из Соловецкого монастыря использован один из наиболее эмоциональных и непосредственных вариантов иконографии — младенец, прильнувший щекой к щеке Богоматери, касается правой рукой ее подбородка, а левой — края мафория. Композиция иконы содержит и некоторые символические акценты — так, края мафория Богоматери, переброшенные между ее руками, образуют складку, внутри которой оказывается фигура младенца. Очертания складки уподоблены чаше, что также напоминает о жертвенном служении Христа (аналогичный смысл имел, по-видимому, и красный цвет изнанки мафория).

Композиция иконы из Соловецкого монастыря не совпадает в точности ни с одной из русских чудотворных икон, относящихся к типу Умиления. Вместе с тем, нельзя исключать, что в ее основе лежит какой-то древний почитаемый образец. Свободная и непринужденная поза младенца, изысканный рисунок его гиматия, живописно драпирующего фигуру и ниспадающего причудливыми складками, напоминают о традициях византийской живописи XIV века. На обороте иконы сохранилась поздняя надпись, вероятно, повторяющая древнюю: «Моление игумена Филиппа». Икона могла принадлежать святителю Филиппу (Филиппу Колычеву), бывшему игуменом Соловецкого монастыря в 1548–1566 годах, а затем ставшему московским митрополитом (он был низложен и убит в 1569 году по приказу Ивана Грозного).

 ГИМ 2006 

5. Богоматерь Умиление

Средняя Русь. Первая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера. Врезок в новую доску. 48,0 × 48,5.

На обороте почерком XIX в. написано: «Моление игумена Филиппа». По преданию, принадлежала святителю Филиппу (Колычеву, 1507–1569), игумену Соловецкого монастыря (1547–1566), митрополиту Московскому и всея Руси (1566–1569). Икона поступила из Соловков в 1939 г.

Литература