- 4000 x 1513 пикс. [850 кб]
- 2771 x 1000 пикс. [656 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (5)
Школа или худ. центр: Новгород
Ок. 1497 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 19774
Икона из пророческого чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:
(стр. 131–135; илл. стр. 134, 137, 532, 533)
ГТГ, инв. 19774.
Около 1497 г.
68 × 181.
Происхождение. Из пророческого яруса иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (располагалась в центре пророческого чина). Во второй половине XVIII в., при переделке иконостаса, икона была в числе других снята и хранилась в алтаре1. Видимо, около 1919 г., когда в монастыре работала группа членов Комиссии по реставрации иконописи в России под руководством А. И. Анисимова2, попала в собственность А. И. Анисимова, который на некоторое время отдавал ее на хранение крестьянину деревни Карботка близ монастыря3. Поступила в ГТГ вместе с собранием А. И. Анисимова в 1931 г.
1 «Опись Кирилло-Белозерского монастыря 1802 г.». ГПБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, кн. 1, № 115/1350; монастырский реестр 1864 г. (Гос. исторический архив Ленинградской области, ф. 251, оп. 3, № 1909, лл. 1–2). Все сведения см.:
2 О. В. Лелекова. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. — «Сообщения ВЦНИЛКР», 28. М., 1973 (на обложке — 1972), с. 128.
3 Имеется документ 1922 г. См.: О. В. Лелекова. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. — «Сообщения ВЦНИЛКР», 28. М., 1973 (на обложке — 1972), с. 164.
Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1956 г.
Доска липовая, из трех частей — двух широких и одной узкой вверху. Вверху справа (над головой Соломона) прибита дополнительная узкая планка. Две встречные несквозные шпонки, в которых просверлены отверстия для ремней, крепивших икону в иконостасе. Имеются зарубки и процарапанные черточки, определявшие место иконы в иконостасе: пять зарубок на левой шпонке, пять процарапанных черточек на обороте доски вверху между шпонками. Без ковчега. Паволока саржевого переплетения.
Сохранность в целом очень хорошая. Незначительные потертости живописи (напр., на участках санкирных теней на лике Даниила). Небольшие вставки (напр., на лике Соломона), тонированные утраты на одеждах, преимущественно на сине-зеленых и зеленых. Остатки загрязненной олифы по контурам фигур (особенно Давида). По всему фону — отверстия от гвоздей оклада. Золото фона потерто. Поля оббиты (имеются крупные выбоины). Вверху доска опилена. Надписи на фоне почти все стерты. Олифа, которой покрыта икона после расчистки, пожелтела.
Описание.
Пророки изображены по пояс, пальцы правой руки у каждого сложены в пророческом жесте приятия благодати, в левой руке держат свитки. Давид, в центре, представлен фронтально; облачен в сине-зеленый плащ, застегнутый у плеча, киноварный хитон и оливково-зеленую нижнюю одежду (виден ее узкий рукав); на голове венец.
Надпись на свитке Давида:
В основе текста —
4 О. В. Лелекова ( О. В. Лелекова. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. — «Сообщения ВЦНИЛКР», 28. М., 1973 (на обложке — 1972), с. 146), анализируя тексты свитков на иных иконах пророка Давида, указывает, что такой же текст встретился ей только на иконе первой половины XVI в. «Похвала Богоматери» из Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ). Более распространен текст
Даниил, слева, вполоборота к Давиду, в киноварном плаще, сине-зеленом хитоне и зеленой нижней одежде (виден узкий рукав); на груди узлом завязан светло-зеленый (почти белый) плат с красными полосками; шапочка синяя, окаймлена белой тканью с красными полосками.
Надпись на свитке Даниила:
В основе текста — отрывок из
Соломон, справа, вполоборота к Давиду, в зубчатом венце, киноварном плаще, застегнутом у плеча, зеленом хитоне, сине-зеленой нижней одежде (виден узкий рукав).
Надпись на свитке:
В основе текста — перефразированный и дополненный отрывок из
На хитонах широкие фигурные оплечья, оранжево-охряного тона, с ассистом, «жемчугами» и «камнями». Плащи Давида и Соломона — также с окаймлениями, их изнанка светло-зеленая, почти белая (как перевязь Даниила), с мелким красным орнаментом. Венцы Давида и Соломона исполнены, как оплечья их одежд: охряной фон, ассист, «жемчуга» и «камни». Лики написаны по светлому зеленовато-желтому санкирю постепенно высветляемыми слоями очень плавно наложенной светлой охры, с подрумянкой и тонкими «движками» (по два-три штриха). Контуры обведены тонкими коричневыми линиями. На одеждах, в том числе на киноварных, — прозрачные высветления типа лессировок, в несколько градаций. Волосы старца Давида паписаны белыми и коричневыми линиями по светло-оливковому тону, тогда как волосы юных Даниила и Соломона — желтоватыми и коричневыми, по более темному общему тону.
Фон золотой, нимбы также золотые, отделены от фона двойной графьей. По нижнему и боковому краям иконы — красная опушь (сильно тонирована, так что первоначальная киноварь видна лишь местами). Надписи, обозначающие имена пророков, утрачены, остатки сохранились только у фигуры Даниила, киноварью по золотому фону: ДАНИ[ ]. О. В. Лелекова7 различила, видимо, на золоте как бы следы иных букв, которые в настоящее время не видны. Под сохранившейся надписью фона, а также под теми участками, где можно предполагать иные не сохранившиеся надписи, по золотому фону прографлены прямоугольники.
Надписи на свитках исполнены черной краской, разлиновка изображена бледно-зелеными линиями.
Иконография.
Самая ранняя сохранившаяся опись иконостаса Успенского собора — 1601 г. — сообщает, что в пророческом ряду было 26 поясных изображений, а опись 1802 г. содержит перечень фигур. В результате различных переделок иконостаса в XVIII в. иконы первоначального пророческого яруса были изъяты из иконостаса, помещены в алтарь, позднее оказались в различных музейных собраниях, вне Кирилло-Белозерского монастыря, в основном в ГРМ. Кроме средника ряда — издаваемой иконы ГТГ «Пророки Даниил, Давид, Соломон», это следующие иконы:
Всего в пророческом ряду Кирилло-Белозерского собора было восемь икон по три фигуры на каждой (сохранилось семь) и одна икона с двумя фигурами. Этот комплекс принадлежит к наиболее развитым пророческим чинам в русском искусстве XV в. Смысловое значение пророческих ярусов иконостаса — прорицание персонажами Ветхого завета грядущего воплощения Христа. Поэтому, как правило, в центре яруса помещали «Богоматерь Знамение», где выражена идея «Воплощения».
Формирование пророческого ряда иконостаса явилось закономерным развитием композиций в монументальной живописи позднепалеологовской эпохи, с изображением Богоматери «Знамение» и пророков; для Новгорода ср. фигуры на арках в церкви Успения на Волотовом поле, 1380-х годов16.
16 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 30, 31, 32, 35, 46, 49.
Пророческий ряд появляется в русских иконостасах в XV в. Один из наиболее ранних примеров — шитый
18 Л. Д. Лихачева. Древнерусское шитье XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, № 2, илл. с. 17.
19 А. Косцова, Е. Моисеенко. Две шитые иконы XV века. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», XLII. Л., 1977, с. 18–19, илл. с. 18. См. об этом фрагменте также кат. № 50.
Пророческие ярусы имелись в двух московских храмовых иконостасах раннего XV в. —
Следующий по времени крупный ансамбль с пророческим рядом —
К издаваемой иконе 1497 г. близки по времени создания
20 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, №№ 36–41.
В пророческом ярусе 1497 г. есть две редкие иконографические особенности. Почти на каждой иконе фигуры даны в разнообразных поворотах, они не обращены к центру всего яруса, а составляют в каждом случае самостоятельную трехчастную композицию. В центре пророческого ряда помещалась икона «Даниил, Давид, Соломон» — одна из немногих четко центрированных композиций; средником всего пророческого чина оказывалась, тем самым, фигура царя Давида, изображение «Богоматери Знамение» отсутствовало. Сохранилось лишь два пророческих ряда, которые обладают последней особенностью, оба относятся к XVI в. (ГТГ).
О. В. Лелекова полагает, что такие композиции в XV в. не были редкостью и что композиция пророческого ряда без «Богоматери Знамение» могла первоначально быть в Троицком соборе в Загорске. По ее мнению, описи иконостасов Успенского собора Московского Кремля, 1481 г., и Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря, 1488 г., имеют в виду аналогичные композиции пророческого ряда — без «Знамения»24.
23 О. В. Лелекова. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. — «Сообщения ВЦНИЛКР», 28. М., 1973 (на обложке — 1972), рис. 27, 28.
На иконе ГТГ 1497 г. представлены наиболее чтимые пророки. Давид — второй царь Израильского царства преемник Саула; при нем, согласно рассказам Ветхого завета, страна переживала период расцвета. Он же — ветхозаветный поэт, автор Псалтири. В христианском искусстве Давид пользовался особой популярностью, его считали и прообразом, и прямым предком Христа (
Царь Соломон — сын Давида от Вирсавии, унаследовавший престол Израильского царства, автор многих поучительных и поэтических сочинений, в том числе Песни Песней, Притч. Его образ символизирует в Ветхом завете мудрость, могущество, великолепие. В христианском искусстве Соломон также рассматривался как прообраз Христа (Христа называли «истинным Соломоном»: изображение Богоматери на престоле ассоциировалось с троном царя Соломона)26. Пророк Даниил жил, согласно библейским преданиям, в Вавилоне. В христианской литературе считался олицетворением мудрости и справедливости. Подобно царям Давиду и Соломону, воспринимался как прообраз Христа. Образ Даниила во рву львином ставился в параллель образу Христа во гробе. Даниил, спасший трех отроков в пещи огненной, был символом спасения христианской души. Этого пророка изображали в шапочке, напоминающей фригийский колпачок, как у трех отроков пещи огненной или как у трех волхвов в «Рождестве Христовом». Такая шапочка должна была указывать на восточное, вавилонское происхождение Даниила27.
26 L. Réau. Iconographie de l’art chrétien, v. I–III. Paris, 1955–1959, II/1, p. 286–287.
27 L. Réau. Iconographie de l’art chrétien, v. I–III. Paris, 1955–1959, II/1, p. 391–392.
Таким образом, все три пророка, изображенные в иконе ГТГ, занимали среди «лика» пророков особое место: каждый из них через посредство сложных символических ассоциаций мог восприниматься как прообраз Христа. Иконографическая программа пророческого яруса в иконостасе 1497 г., согласно которой в центре помещались изображения именно этих трех пророков, была наполнена высоким теологическим смыслом: имелось в виду прообразование Христа в Ветхом завете, но этот намек подавался в более скрытой форме, чем в композиции «Богоматерь Знамение».
Датировка и атрибуция.
Икона была после раскрытия справедливо определена как новгородское произведение второй половины XV в. (А. Ягодовская [1958]). Однако, доверяя устным сведениям, оказавшимся умышленно запутанными, ошибочно полагали, что икона происходит из Сковородского монастыря близ Новгорода (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963]).
Принадлежность иконы к иконостасу Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. доказала О. В. Лелекова [1973] на основании архивных данных о происхождении памятника, технических признаков, особенностей доски и стилистического сходства с другими произведениями 1497 г. (в частности, с иконой «Георгий» из деисусного чина, кат. № 64). Руке этого же мастера О. В. Лелекова приписывает иконы пророческого ряда «Иезекииль, Исайя, Иаков» и «Михей, Илья, Гедеон» (обе в ГРМ) (илл. стр. 327, 331, 343).
В настоящем издании к произведениям новгородского мастера отнесена только икона пророческого яруса «Даниил, Давид, Соломон». Она обнаруживает стилистическую близость к иконам деисусного чина «Георгий» и «Димитрий» (кат. № 64) и особенно большое сходство с двумя иконами праздничного ряда — «Крещением» и «Сошествием во ад» (кат. № 65).
Две другие иконы пророческого ряда, привлеченные О. В. Лелековой, — «Иезекииль, Исайя, Иаков», «Михей, Илья, Гедеон», а также третью — «Аввакум, Иеремия, Иона» — правильнее причислить к иной стилистической группе, которая, скорее всего, является не новгородской, а относится к московской иконописи классицистического типа. В деисусном ряду параллелью этим трем пророческим иконам являются «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», отчасти «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст», а в местном ряду — «Богоматерь Одигитрия».
Остальные иконы пророческого яруса 1497 г. относятся к «ростовскому» кругу: у них розовое вохрение ликов, маленькие кисти рук (как у «Николы», «Григория Богослова», «Петра Митрополита», «Леонтия Ростовского», «Артемия» и «Евстратия» в деисусном ряду, как в иконах страстного цикла и им аналогичных в праздничном ряду).
Икона «Даниил, Давид, Соломон» принадлежит руке лучшего новгородского мастера конца XV в., работавшего, вероятно, в архиепископской мастерской. В пользу новгородского происхождения мастера говорят стилистические признаки иконы (характер рисунка, цвета), а также строй образа.
Схема рисунка фигуры Даниила из иконы 1497 г. использована в иконе «Пророк Даниил» из Гостинополья (ГТГ, кат. № 78), исполненной менее значительным новгородским художником конца XV — первых лет XVI в.
Выставки.
Литература.
Около 1497 года. 67×179. Третьяковская галерея, Москва [19774].
Икона принадлежала А. И. Анисимову. Происходит из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, возникшего около 1497 года. Сохранность хорошая. Значительные утраты первоначального золотого фона. Верхнее поле опилено. Красная опушь.