Наверх (Ctrl ↑)

Праздники

Праздники
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Москва

Конец XIV в.

32 × 25 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 13877

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 263
¦
222. Праздники.

Конец XIV века. Московская школа.

В шести клеймах представлены (по горизонтали слева направо): Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие во ад, Вознесение. Посредине клейма разграничены на две группы вертикальной золотой, как и фоны, полосой. Слева находятся сцены с небольшим количеством просторно размещенных фигур, изображенных в более узких, чем справа, клеймах. Многофигурные, тесно заполненные сцены справа потребовали увеличения клейм в ширину. В Благовещении сидящая Богоматерь подняла правую руку навстречу шагнувшему к ней склоненному архангелу. В Рождестве ангелы без крыльев, Богоматерь в синем мафории повернулась к приближающимся слева волхвам. В Преображении слева — Петр, подняв руки, преклонил колено, посредине — стоящий на четвереньках с. 263
с. 264
¦
обращенный вправо Иоанн, справа — падающий Иаков во вздувшемся гиматии. В Воскрешении Лазаря жены припадают к ногам Христа. В Сошествии во ад Ева представлена справа, за Адамом; фигура Христа, стремительно повернувшегося вправо, изображена сбоку. В Преображении, Сошествии во ад и Вознесении — славы круглые. Вохрение по оливковому санкирю, светлой охрой с высветлением. В красочной гамме преобладают цвета темно-голубые, зеленые и сиреневые оттенки, золотистая охра. На фоне золото сохранилось фрагментарно.

Врезок по линии ковчега. В 1960 году в ГЦХРМ под руководством Н. Н. Померанцева эта линия была углублена: таким образом первоначальная живопись отделилась от позднейших полей. Паволока, левкас, яичная темпера. 32 × 25.

Собр. С. П. Рябушинского.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [13877] с. 264
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 365 
¦
94. Праздники (Благовещение. Рождество Христово. Преображение. Воскрешение Лазаря. Сошествие во ад. Вознесение)

Конец XIV века. 32×25. Третьяковская галерея, Москва [13877].

Из собрания С. П. Рябушинского. Сохранность относительно хорошая. Вставки нового левкаса вдоль полей. Икона была врезана в новую доску, что непомерно расширило ее поля. Небольшие иконки с изображением «праздников» получили широкое распространение в Византии XIV века (Lazarev V. Storia della pittura bizantina, fig. 489, 490, 502, 503; Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 208–216), в чем выразился более интимный подход к культовому образу. Автором иконы был миниатюрист, привыкший работать на небольшом листе пергамента.  с. 365 
  
¦

    Клейма

  1. Благовещение
  2. Рождество Христово
  3. Преображение
  4. Воскрешение Лазаря
  5. Сошествие во ад
  6. Вознесение

Литература