Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь «делла Катена»

Богоматерь «делла Катена»
Изображения с более высоким разрешением:

Середина XIII в.

Дерево, темпера.
144.5 × 92 см

Церковь Сан-Сильвестро-аль-Квиринале, Рим, Италия

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Богоматерь «Делла Катена»

Римский мастер, сер. XIII века.
Рим, церковь Сан Сильвестро аль Квиринале.
Темпера, доска. 144,5 × 92 см.

Икона Богоматери Млекопитательницы находится во втором южном приделе церкви Св. Сильвестра аль Квиринале, представляющей собой в плане однонефный латинский крест. Неизвестно, была ли она создана специально для этого храма. В 1555 г., когда здесь обосновались отцы театинцы, икона уже была на нынешнем месте. Через несколько десятилетий, в связи с реставрацией убранства, икону перенесли в жилые помещения братии, однако почитание, которым она пользовалась среди верующих, заставило вернуть ее в храм. Образ поместили сначала над входом в ризницу, затем, в 1646 г., снова в придел. Тогда ее алтарь был украшен изображением Взятия Богоматери на небо, с папой Пием V (1566–1572) и кардиналом Альфонсо Карафа. Решено было заказать новую картину, где понтифик и кардинал склоняются перед иконой «Млекопитательницы».

Дева Мария стоит строго фронтально, на левой руке держит Младенца, правой протягивает Ему грудь. Иисус, как и Богоматерь, повернут к зрителю, и даже не тянется к груди, одной рукой благословляя, другой поддерживает белый свиток, перевязанный красной тесьмой. По бокам от головы Богородицы различимы фигуры ангелов, частично утраченные. Скорее всего, икону обрезали по всем краям, чтобы уместить в нишу: изначально она была прямоугольной и большей по размеру — на это указывают, в частности, обрезанные ножки Младенца и рука Девы Марии в нижней части.

Датировка основывается на сопоставлении с выполненными около 1248 г. фресками в приделе Св. Сильвестра в монастыре Четырех Мучеников в Риме (Santi Quattro Coronati): здесь можно видеть ту же технику исполнения ликов, форму губ и носа, использование красных линий на веках, висках и щеках. Можно также найти аналогии с некоторыми тосканскими произведениями конца XII — начала XIII вв. Как раз в XIII столетии иконография «Млекопитательницы» утверждается в Италии и достигает зрелости в XIV веке, обнаружив такую родственную близость между Богоматерью и Сыном, какой мы еще не можем видеть на иконе из Сан Сильвестро.

Название иконы происходит от чуда, совершенного образом над девушкой, страдавшей помешательством: согласно преданию, выздоровев, она принесла в дар иконе цепи (catene), которыми она была скована из-за болезни. Слава от этого чуда быстро распространилась, и в 1650 г. образ получил от Капитула собора Св. Петра венок.

Даниэла Сгерри

Литература