Наверх (Ctrl ↑)

Евхаристия

Надвратная сень

Евхаристия
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Последователь Рублева

Вторая четверть XV в.

75 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 25543

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 276
¦
226. Сень надвратная, с изображением Евхаристии.

Около 1411 г. Даниил Черный (?)1.

1 Евхаристия на сени стилистически близка к некоторым иконам иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (иконы иконостаса исполнены Андреем Рублевым, Даниилом Черным и «некими с ними», между 1425–1427 гг.).

Это заставляет предполагать происхождение сени церкви с. Благовещенья из близлежащего (около 2 км) Троице-Сергиева монастыря. Село Благовещенье первоначально было собственностью князя Андрея Владимировича Радонежского, который подарил его в вотчинное владение Троице-Сергиевому монастырю (Н. Заозерский, Село Благовещенье близ Троице-Сергиевой лавры, М., 1904, стр. 10, 12). Троице-Сергиев монастырь, таким образом, должен был давать средства на содержание церкви этого села. Из письменных источников явствует, что деревянная церковь села Благовещенья была перестроена после польского разорения около 1614 года.

Вполне вероятно, что для украшения церкви из Троицкого монастыря были переданы и некоторые памятники живописи, среди которых могла находиться и описываемая сень. Быть может, вместе с сенью попали из монастыря в эту церковь и царские врата конца XV — начала XVI в. (см. № 243). В письменных источниках Троице-Сергиева монастыря под 1575 г. имеются указания на царские врата Троицкого собора, обложенные серебром князем Иваном Васильевичем Темкиным-Оболенским (ум. в 1534 г.). В описи монастыря 1642 г. говорится о «новых царских дверях», которые в 1643 г. были вновь заменены царскими вратами, присланными царем Михаилом Федоровичем. Очевидно, при замене царских врат, о которых говорится в описи 1642 г., древние врата начала XVI в., обложенные серебром князем Темкиным-Оболенским, и были переданы в сельскую церковь (на них имеются следы от гвоздей басмы; см. доклад Ю. А. Олсуфьева «К вопросу об авторстве сени царских дверей из села Благовещенье Загорского района», ОР ГТГ № 67/392). В последнее время в ЗИХМ обнаружены в фондах царские врата, приближающиеся по своему стилю к эпохе Рублева.

К каким же вратам первоначально относилась описываемая сень? В праздничном ряду иконостаса Троицкого собора находятся две иконы, повторяющие композицию сени, явно написанные двумя разными мастерами. Обычно в праздничном ряду могли быть помещены евхаристические темы (раздаяние хлеба и раздаяние вина) только в том случае, если этот сюжет не был изображен на царских дверях или на сени от царских врат. Таким образом, едва ли эта сень была написана для иконостаса 1425–1427 гг. Троицкого собора. Однако большая стилистическая близость сени и таких произведений иконостаса, как средник деисусного чина и «Умовение ног», заставляет предполагать, что они были созданы одним художником. Это был художник старшего поколения, в его творчестве еще живы традиции конца XIV в. Отсюда напрашивается вывод, что эта сень могла быть написана выдающимся русским художником рубежа XIV–XV вв. для иконостаса деревянной Троицкой церкви, построенной в 1411 г. на пепелище, после разорения монастыря ханом Едигеем.

Если согласиться с мнением целого ряда искусствоведов, что средник деисусного чина Троицкого собора, так же как и композиция «Лоно Авраамово» на стенах Успенского собора во Владимире (1408 г.) и икона «Сошествие во ад» из иконостаса того же собора, написаны Даниилом Черным, то по сходству с вышеназванными памятниками авторство сени будет установлено: ее написал Даниил Черный. Здесь тот же тип невысоких фигур, те же широкоскулые лица, то же красноватое вохрение с движками, та же любовь к зеленоватым оттенкам, тот же многокрасочный, светлый колорит. Об иконографии Евхаристии см.:  Ф. И. Шмит, Заметки о поздневизантийских храмовых росписях. — «Византийский временник», 1915, т. XXII, стр. 24–32.

Евхаристия написана на прямоугольной доске с килевидным вырезом в нижней части. Слева изображено причащение хлебом, справа — причащение вином. К повторенному дважды Христу, стоящему под киворием за престолом, приближаются с обеих сторон шесть апостолов, идущих по светлому каменному помосту (слева — розоватому, справа — жемчужно-серому). Порывистым движениям правой группы отвечает динамическая по форме архитектура представленных за апостолами палат. Среди апостолов этой группы, согласно евангелиям от Луки (гл. 22, 13–21) и от Иоанна (гл. 13, 18–29), представлен Иуда Искариот со своим ковчежцем, изображенным в виде широкого и высокого округлого предмета, покрытого тканью. Слева неспешным жестам апостолов, принимающих из рук Христа хлеб, вторят украшенная велумом колонна на цоколе и прямоугольная экседра с портиком позади, опирающимся на невысокие округлые столбики. Вохрение светлой охрой, с подрумянкой по оливковому санкирю. Основные цвета красочной гаммы: киноварь (алого оттенка) и оттенки кораллово-розовые, палевые, светло-желтые, различные зеленые (от зелено-синих до светло-оливковых), сиреневые, серо-перламутровые. Позем зеленый, на фоне следы золота.

Доска липовая без ковчега. Шпонка одна, врезная, несквозная. Паволока, левкас, яичная темпера. 75 × 111. с. 276
с. 277
¦

Высота килевидной арки 45 сантиметров.

Происходит из Благовещенской деревянной церкви с. Благовещенья близ Загорска, куда, возможно, была передана из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Раскрыта в ГТГ в 1934 году И. В. Овчинниковым.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. [25543] с. 277
 
¦


Детали


A Преподание хлеба

Литература