Антонова, Мнева 1963 =
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
Лазарев 2000/1 =
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963
с. 67 ¦Прославление креста2. По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье — поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа — Гавриил с тростью. Выше — краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны — профильные головы в круглых клеймах — желтом (надпись: сълонце) и красном (надпись: луна). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».
с. 67 ¦
2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков, Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение» в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов, указ. соч., табл. V, 2).
Лазарев 2000/1
с. 164 ¦
«Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов — копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья — солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее — решить трудно.
с. 164 ¦
Лазарев 1969.[48][M.6-2]
Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр. 11, № 9.
Живопись домонгольской Руси 1974.[162][Z.3-3]
Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 101-107, кат. № 23.
Onasch 1977.[3][M.8-2]
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 7.
Новгородская икона 1983.[28][M.7-1]
Новгородская икона XII–XVII веков / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. — Л.: Аврора, 1983. — № 11, стр. 280.
ГТГ 1995.[18][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 8, стр. 50-54.
Бетин 2000.[5220][Z.4-3-2]
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Иконопись ГТГ 2006.[725][M.2-3]
Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 34-35, илл.
Иконы Успенского собора 2007.[932][M.3-2-2]
Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 3, стр. 221-223.
Марфо-Мариинская обитель 2012.[8396][Z.4-3-2]
Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 7.
Eastmond 2013.[7526][Z.8-3]
Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — Pp. 232-233, cat. 222.
Иконопись ГТГ 2019.[10752][M.7-4]
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 28, илл. с. 31-33.
ГТГ 2020.[11758][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. — М., 2020. — (Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков; т. 3) — Кат. № 8, стр. 218-247.
Свердлова, Першин 2021.[12044][M.1-2]
Свердлова С. В., Першин Д. С. Икона «Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту» последней четверти XII века из Государственной Третьяковской галереи — два этапа создания памятника // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сб. статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. — М., 2021. — С. 482–503.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.