Наверх (Ctrl ↑)

Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа
Изображения с более высоким разрешением:

Начало XV в.

Дерево, темпера.
202 × 135.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 2183

Происходит из собора новгородского Свято-Духова монастыря.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 188
¦
3. Сошествие Св. Духа
(стр. 32–40; илл. стр. 35, 37, 384–389)
Новгородский музей, инв. 2183.
Первая треть XV в.
202 × 135,5.

Происходит из главного храма Свято-Духова монастыря в Новгороде (храмовая икона). Поступила в Новгородский музей в 1929 г.

Раскрытие. Пробная расчистка (участок в левой части иконы — прямоугольник с головой апостола Луки) сделана в 1930-х годах И. Я. Челноковым. Икона раскрыта в ГЦХРМ с июня 1964 г. по декабрь 1967 г. А. Н. Овчинниковым (КП ГЦХРМ 1458; архив ВХНРЦ, д. № 2807).

Доска липовая, из трех или четырех частей, с четырьмя тыльными накладными шпонками (две горизонтальные и две диагональные перекрещивающиеся) и двумя торцовыми накладными же. Ковчег, паволока холщового переплетения.

Сохранность. Изображение Богоматери в верхней части иконы является поздним (XVIII в.?), оно не удалено при раскрытии. Живопись всей иконы потерта. Верхние красочные слои сильно смыты, что особенно заметно в изображении ликов. В левой группе апостолов лучше других сохранились головы Петра, Варфоломея и Фомы (первый, пятый и шестой сверху); в правой группе — головы Иоанна, Матфея, Иакова и Симона (второй, третий, четвертый и пятый сверху). Сильно утрачен также ассист на одеждах, почти исчезла разделка на архитектуре. Зеленая краска стала почти черной, оттенок ее трудно различим. Имеются многочисленные большие и мелкие утраты, испещряющие всю поверхность и прикрытые тонировками. Отверстия от гвоздей, прикреплявших оклад, загрунтованы и тонированы.

Пробная расчистка участка с головой апостола Луки сильно повредила оригинал: на изображении архитектуры живопись снята реставратором почти до грунта, а на лике, напротив, оставлена поздняя олифа и записи, усиливающие рисунок и тени1.

1 О сохранности и раскрытии см.:

  • Г. И. Вздорнов. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970,
  • Н. А. Гагман. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970.

Описание.

Двенадцать апостолов, размещенные полукругом, по шесть с каждой стороны, восседают на оливковой с. 188
с. 189
¦
скамье, придерживая на коленях книги Евангелия (с красными обрезами и золотыми крышками, с орнаментом в виде крестов и ромбов). Имена апостолов устанавливаются по иконографическим типам и по золотым надписям, сохранившимся около некоторых фигур. В центре — апостолы Петр и Павел. Слева, за Петром, — Марк (МР), Лука (с гуменцом на голове) Андрей (АД), Варфоломей (ВР), Фома (ФО). Справа, за Павлом, — Иоанн (IѠ), Матфей (МТ), Иаков (ѦК), Симон ([ ]N), Филипп (ФI). Апостолы облачены в темнозеленые хитоны и разноцветные гиматии, в основном темных, насыщенных оттенков; исключение составляет гиматий Фомы — светло-малиновый. Четыре оттенка гиматиев повторяются последовательно, при рассмотрении фигур слева направо, после Фомы: желтый (у Варфоломея), лилово-коричневый (у Андрея), красно-коричневый (у Луки), зеленый (у Марка); снова желтый (у Петра), лилово-коричневый (у Павла), красно-коричневый (у Иоанна), зеленый (у Матфея); снова желтый (у Иакова), лилово-коричневый (у Симона), красно-коричневый (у Филиппа). Облачения апостолов густо покрыты золотым ассистом в виде клинообразных бликов с отходящими от них штрихами.

Внизу, в черном проеме арки, — поколенное изображение старца в красном лоратном одеянии, в венце, держащего на белом плате двенадцать красных свитков. Надпись: [ ] ОТОМОСЪ (вместо традиционного «Космос»).

В верхней зоне по сторонам — две почти симметричные оливковые палаты с черными проемами и зелеными капителями, между палатами стена с балюстрадой на колонках и красный велум. У верхнего края иконы — сегмент «неба» с двенадцатью лучами.

Нимбы золотые. Фон и поля золотые. По торцовым полям двойная опушь (темно-красная и красная). Лики исполнены тонко положенной жидкой желтой охрой по прозрачному зеленоватому санкирю.

Иконография.

Легенда, составляющая основу сюжета, изложена в «Деяниях апостолов», 2, 1–13. В день праздника Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи, издревле отмечавшийся иудеями и как земледельческий праздник), когда апостолы собрались вместе, внезапно раздался шум, как бы от ветра, и на каждого апостола снизошел огненный язык, после чего они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, проповедуя среди разноязычных народов евангельское учение.

Двенадцать апостолов, в позах, подобных тем, какие имеют восседающие на церковных соборах, представлены в триклиниуме, с книгами или свитками в руках — эмблемами церковного учительства. Такие композиции «Сошествия Св. Духа» появились, как предполагает А. Н. Грабар, в Константинополе после иконоборчества, в IX в.2 (В доиконоборческое время апостолы изображались в этой композиции стоящими.) Ранние примеры композиции с сидящими апостолами содержатся

2 Об иконографии сюжета см.:

Важные замечания см. также:

  •  G. Millet. Le monastère de Daphni. Paris, 1899, р. 84–85;
  • Л. Успенский. По поводу иконографии Сошествия Св. Духа. — «Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата», № 101–104, январь — декабрь 1979, с. 115–157.

Существенные сведения об иконографии и смысле сюжета содержатся в статье:

  • O. Demus. Probleme byzantinischer Kuppel-Darstellungen. — «Cahiers archéologiques», XXII. Paris, 1976, S. 101–108;
  • A. Grabar. Sur les sources des peintres byzantins des XIII-e et XIV-e siècles. — «Cahiers archéologiques», XII. Paris, 1962, p. 360.

Отдельные сведения см.:

3

В XVII–XVIII вв. в русском искусстве стали изображать в этой сцене Богоматерь, по западному образцу; в издаваемой иконе Богоматерь изображена вверху на поздней вставке.

Арка внизу обозначает вход в триклиниум. В арке обычно изображалась группа фигур, символизирующих различные народы, среди которых проповедуют апостолы. Начиная с XIV в. в арке появляется изображение старца, в лоратных одеждах, в венце, держащего на плате двенадцать свитков, с надписью «Космос» — изображение, как в издаваемой иконе из Духова монастыря. Наиболее ранние примеры композиций с этой фигурой —

4 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 205, 206, 210.

5 В. Н. Лазарев. История византийской живописи, II. М., 1948, табл. 302.

Эту фигуру трактуют по-разному. По мнению С. А. Усова, это царь Давид, упоминающийся в Деяниях апостолов, 1, 16, 206, свитки же в его руках символизируют избрание апостолами Матфея вместо Иуды. Следует отметить, что фигура Космоса по облику очень напоминает пророка Давида. По мнению иных исследователей, изображен пророк Иоиль (ср. его текст: «Излию от духа моего на всякую плоть...» — Иоиль, 2, 28)7.

7 В соборе Хиландарского монастыря на Афоне над фигурой старца во фреске «Сошествие Святого Духа» имеется греческая надпись «о профитис Иоиль» ( Н. А. Скворцов. Археология и топография Москвы. М., 1913, с. 242–243).

А. И. Кирпичников трактует фигуру Космоса как персонификацию мира, пребывающего во тьме (отсюда темная арка внизу)8.

Интерпретация фигуры Космоса нуждается в дополнительном исследовании. Проблема осложняется тем, что Космос бывает изображен не только вместо «народов», но и вместе с «народами». В сербской Мюнхенской Псалтири конца XIV в. он представлен восседающим на престоле в верхней части проема под аркой, а ниже него — «народы». При этом Космос здесь — не старец, а юное существо, в короне с жемчужными подвесками9.

9

Фреска в церкви Никиты в Чурчере, считавшаяся одним из ранних примеров изображения Космоса в «Сошествии Св. Духа» (см.: G. Millet, A. Frolow. La peinture du Moyen Âge en Yougoslavie (Sérbie, Macédoine et Monténégro), fasc. I–III. Paris, 1954–1962, III, pl. 51–4), по последним исследованиям датируется временем не около 1309–1314 гг., а около 1484 г. (С. Радоjчић. Jедна сликарска школа из друге половине XV века. Прилог историjи хришћанске уметности под турцима. — «Зборник за ликовне уметности», 1. Нови Сад, 1965, с. 79, 81–82).

В миниатюре «Основание церкви апостолами» из Апостола XVI в., ГПБ, F.I.60, л. 137 об., представлен юноша в царском облачении, с надписью «Весь мир». Интересно мнение Л. Попович, которая считает, что фигура старца-Космоса есть персонификация вселенной, на текст Евангелия от Марка, 16, 15 («И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»); аллегория родилась в константинопольской среде и получила наибольшее распространение в искусстве палеологовской эпохи10.

10 L. Popovich. Models for the Sea and the Cosmos and Their Dissemination in Byzantine Art. — «Actes du XXII-e Congrès International d’histoire de l’art. Budapest, 1969», I. Budapest, 1972, I, p. 133–137; [1972], III, pl. 31.

Сюжет «Сошествие Св. Духа» занимает видное место в православном богословии: это событие, наряду с «Крещением» и «Преображением», знаменует собою откровение «Троицы» — не в образе, а в человеке, через его «обожение»11. Тем не менее изображение «Сошествия Св. Духа» сравнительно редко встречается как храмовая икона, более часто — в составе евангельских сцен и двунадесятых праздников. с. 189
с. 190
¦

11 Л. Успенский. Большой московский собор и образ Бога-Отца. — «Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата», № 78–79, апрель — сентябрь 1972, с. 166–167.

Извод, представленный в иконе из Духова монастыря, сложился в XIV в.: апостолы беседуют между собой, поворачиваясь друг к другу (чаще всего с одной стороны повернут один апостол, в данном случае Лука слева, а с другой — два, в данном случае Иоанн и Иаков справа); архитектурным фоном служат две палаты и стена или колоннада между ними; внизу арка с фигурой Космоса12. Таковы иконы из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде13, из Благовещенского собора Московского Кремля14. Позы, пропорции и контуры фигур иконы из Духова монастыря находят наиболее близкую аналогию во фреске Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире, 1408 г. Приблизительно к тому же изводу принадлежит икона из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора в Загорске, хотя по деталям и пропорциям эта икона несколько отличается (илл. стр. 190, 191).

12 Описанное расположение фигур — во фресках Перивлепты и Пантанассы в Мистре. См.:  G. Millet. Monuments byzantins de Mistra. Paris, 1910, pl. 121-2, 141-3.

14 В. Н. Лазарев. Московская школа иконописи. М., 1971, табл. 23.

Особенность обеих новгородских икон — колоннада между палатами; в московских произведениях показана вместо нее стена.

В новгородских церквах в XIX в. было несколько крупных местных (и настолпных) икон с изображением «Сошествия Св. Духа»: в церкви Благовещения на Городище — древнего иконографического типа, с двенадцатью апостолами и «Космосом», без Богоматери; в Софийском соборе и Успенской Колмовской церкви — с изображением Богоматери, т. е. позднего извода или под записью; в Прокопьевской церкви — с Богоматерью, но с идущей от древности деталью — пятью «народами» вместо «Космоса»15. Возможно, что основой популярности сюжета в Новгороде послужила издаваемая икона из Духова монастыря — особо чтимая, считавшаяся чудотворной.

Датировка и атрибуция.

Датировка иконы разноречива. Макарий, писавший об иконе до ее раскрытия ([1860], 2, с. 72), считал, что она написана для построенной в 1357 г. каменной Духовской церкви в этом монастыре. 60-ми годами XIV в. датирует эту икону Э. А. Гордиенко (Э. А. Гордиенко [1978], с. 15–16).

В каталогах V и  VI реставрационных выставок [1965], [1969] икона датирована XV в., без уточнения, равно как и в статьях Г. И. Вздорнова [1970-3] и Н. А. Гагмана [1970]. С. В. Ямщиков [1969] отнес икону к концу XV в. Поздней датировки придерживается и В. К. Лаурина. Н. П. Кондаков ([1931], III), приняв фигуру Богоматери за первоначальную, отнес икону ко времени не ранее XVI в. Наиболее близок к нашей датировке Г. В. Попов [1979].

По стилистическим признакам икона не может быть отнесена ко времени более раннему, чем начало XV в., так как имеет в деталях много общего с произведениями круга Андрея Рублева, особенно с одноименной с. 190
с. 192
¦
фреской 1408 г. Успенского собора во Владимире. Икона написана, видимо, до 1430-х годов, до времени архиепископа Евфимия II. Некоторые стилистические особенности — темные, глубокие оттенки красок, характер ассиста, рисунок рук — связывают икону с традициями XIV в., что является еще одним доказательством того, что икона не может быть отнесена к зрелому XV в.

Как известно, Духов монастырь был сожжен в 1386 г. вместе с рядом других новгородских монастырей, в связи с обороной города от войск Дмитрия Донского. Восстановление их происходило в конце XIV — начале XV в. при архиепископе Иоанне16, затянувшись надолго. Об одном из монастырей, Борисоглебском на Гзени (недалеко от Духова), сожженном в 1386 г., известно, что он восстанавливался лишь в 1424 г.17 Вероятно, именно при восстановлении Духова монастыря в первой трети XV в. и было написано «Сошествие Св. Духа». Один из Синодиков называет в числе строителей Духова монастыря некоего Иоанна18 — не архиепископа ли?

Датировке иконы XV в., казалось бы, противоречит характер ее доски — с накладными тыльными диагональными шпонками, что типично для более ранних произведений. Однако в начале XV в. еще писали иконы на «архаических» досках. Не исключено и использование старой доски, сохранившейся от XIV в.

В XVI в. икона считалась чудотворной: известны рассказы о чудесах в 1560 г. (исцеление слепой жены и исцеление отрока в день праздника Св. Духа) и 1563 г. (огонь, поднявшийся от Духовской церкви и упавший на Яковлевой улице) (см.: Вторую и Третью новгородские летописи под 7068 и 7072 гг., а также тексты на окладе иконы). В 1591 г. в описи монастыря эта икона упоминается в басменном окладе, который впоследствии был сменен на чеканный19.

В ГРМ хранится икона из Михаило-Архангельского монастыря (на месте нынешнего Архангельска) с изображением двух святых епископов в предстоянии перед Спасом (ГРМ)20. В поздней надписи святые названы Иосифом и Климентом. Пробная расчистка, сделанная Я. И. Сосиным в 1936 г., показала плохую сохранность древней живописи. Но виден характерный контур головы правого святого, с высоким лбом и впалой щекой, темный санкирь лика — особенности, напоминающие «Сошествие Св. Духа». Примечателен и густой темно-зеленый цвет омофора с золотой разделкой. Двинской землей, откуда происходит икона, интересовались и Москва, и Новгород. Вполне вероятно, что перед нами новгородское произведение раннего XV в., направленное в новгородскую колонию на Двине.

20 ГРМ, инв. држ. 1943. Доска иконы, с накладными шпонками, имеет такое же строение, характерное для XIV в., как и доска «Сошествия Св. Духа».

Выставки.

Литература.



Детали. Дополнительные изображения


A Апостол Петр

B Апостол Иаков

C Апостол Матфей

D Апостол Фома

E Апостол Иоанн

F Апостолы

G Апостолы

Фото из альбома «Марфо-Мариинская обитель...» (2012)

Литература