Наверх (Ctrl ↑)

Собор двенадцати апостолов

Собор двенадцати апостолов
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Ок. 1432 г.

Дерево, темпера.
136 × 96 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 2822

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 206
¦
7. Собор двенадцати апостолов
(стр. 50–54; илл. стр. 51, 52, 410–411)
Новгородский музей, инв. 2822.
Первая половина XV в. (около 1432 г.)
137 × 97.

Происхождение. Из иконостаса церкви Двенадцати апостолов «на Пропастех» на Софийской стороне в Новгороде (храмовая икона). Поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище в 1915 г.

Раскрытие. Первые пробные расчистки сделаны после поступления иконы в Древлехранилище (по предположению Э. А. Гордиенко, их исполнил П. И. Юкин): были частично сняты записи на одеждах апостолов, главным образом на одеждах Петра. С 1978 г. икона раскрывается Е. М. Кристи в Москве в объединении «Росреставрация».

Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Многочисленные утраты первоначальной живописи. Все нимбы вырезаны вместе с грунтом до доски, заменены новыми вставками. Внутренние границы этих вставок идут по контуру голов и ликов (местами нарушая контур), наружные часто заходят на фон. На всех ликах сильно пострадали глаза. Наиболее сохранны глаза на лике Фомы.

Самая большая вставка поздней живописи (XVI в.?) — в левом нижнем углу иконы: ее граница начинается на левом поле, поднимается до Евангелия в руках Марка, опускается вниз к колену Петра и далее захватывает ноги Петра и всю центральную часть позема, обрезая также пальцы ноги Павла. Эта вставка исполнена темперой и по приемам очень близка к первоначальной живописи.

Многочисленные мелкие потертости, утраты, вставки и тонировки.

Описание.

Фигуры апостолов в рост, слегка склоненные, большинство в трехчетвертном повороте к центру композиции. Посредине изображены Петр и Павел, обращенные друг к другу в три четверти, и стоящий за ними в центре всей композиции старец Иоанн, слегка повернувшийся к Павлу. Слева пять фигур: на первом плане евангелист Марк и за ним евангелист Лука, в глубине апостолы Фома (у левого края), Иаков и Андрей. Справа четыре фигуры: на первом плане евангелист Матфей, за ним Симон, Варфоломей и Филипп (у правого края). Над апостолами вверху в центре — поясное изображение Спаса в голубом ореоле трех оттенков, окаймленном розовой полосой с белыми «облаками» в виде изгибающейся фестонами волнистой линии. Спас в желтых охряных одеяниях, благословляет обеими руками. Петр держит свернутый белый свиток; из-за плохой сохранности участка живописи нельзя установить, были ли в его руках ключи. Павел, Иоанн и Марк держат книги с желтой крышкой, украшенной крупными белильными жемчугами и камнями, с киноварным обрезом. У Матфея Евангелие с ярко-розовым обрезом. У остальных апостолов руки заслонены фигурами первого плана.

Петр облачен в синий хитон и желтый гиматий, который в тенях имеет оранжевый оттенок. Павел в зеленом хитоне и лилово-коричневом гиматии. Марк в красном (киноварном) хитоне и темно-зеленом гиматии, накинутом на оба плеча. Лука в голубом хитоне и светло- сиреневом гиматии. У Фомы виден только кирпичный гиматий, у Иакова только голубой (зеленоватый) гиматий. Матфей облачен в киноварный хитон и оливковый гиматий, апостол рядом с ним (Симон?) — в голубой хитон и розово-сиреневый гиматий, одежды Варфоломея не видно, Филипп — в светло-красном хитоне и изумрудно-зеленом гиматии.

Оттенки красок очень насыщенные, многие тона смешанные, переходные. На одеждах крупные белильные пробела, местами лежащие прозрачным слоем; контуры подчеркнуты темными описями. Лики, руки и ноги исполнены очень рельефно, плотной охрой по зеленовато-коричневому санкирю, с яркой подрумянкой и энергичными белильными «движками».

Позем изумрудно-зеленый (виден в правой части иконы). Местами сохранилась обводка нимбов — красные и белые полоски. Фон и поля золотые (золото потерто), вокруг всей иконы киноварная обводка.

Наверху на фоне, по сторонам «славы» с Христом, киноварная надпись, видимо XVI в. Слева она сохранилась фрагментарно, справа читается:

Иконография.

Праздник в честь двенадцати апостолов (30 июня) отмечался с глубокой древности. Сергий указывает в связи с этим, что церковь Апостолов в Константинополе восходит к эпохе Константина Великого, Похвальные слова — к Иоанну Златоусту, а месса апостолам на Западе была установлена с V в.1. В искусстве византийского круга апостолы изображались чаще всего в какой-либо евангельской сцене, а не в типе «Собора апостолов»2.

2 Об апостолах и их изображениях в различных сценах см.:

  • H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Iconographie. Bd. I (Lief. 1–5). Wien, 1960–1965, 3, S. 214–222, bes. S. 218;
  • «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, 1, Sp. 227–239 (K. Wessel);
  • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Herausgegeben von E. Kirschbaum. Bd. I. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968, 1, Sp. 150–176 (E. Lucchesi Palli).

Иконография «Собора двенадцати апостолов» не изучена. Сохранившиеся произведения и описания иконописных подлинников свидетельствуют, что изображения «Собора апостолов» бывали двух типов. Один из них — как в издаваемой новгородской иконе, с фигурами в рост, образующими единую группу. Кажется, самый ранний из сохранившихся образцов такого извода в византийском искусстве — икона раннего XIV в. в ГМИИ, с греческой надписью на фоне

(«Собор двенадцати апостолов»)3. В одном из недавних иконографических с. 206
с. 207
¦
справочников икона ГМИИ приводится как единственный пример малоизвестного и редкого извода4. Этому изводу, как можно предположить, близки иконы с изображениями не всех двенадцати, а нескольких апостолов — беседующих, размышляющих; ср., например, фрагмент синайской иконы второй половины XIV в. с апостолами Петром и Иоанном5 (илл. стр. 197, 207). Ядром описываемой композиции «Собора апостолов» является изображение двух верховных апостолов — Петра и Павла; память Петра и Павла празднуется накануне «Собора апостолов», 29 июня.

4 «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, 1, Sp. 239.

5 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 217.

Особенность иконы Новгородского музея, по сравнению с византийским памятником из ГМИИ, — сомкнутость группы апостолов и изображение благословляющего Христа вверху, в ореоле. Эта деталь придает композиции сходство с «Вознесением» и «Отосланием апостолов на проповедь» (ср. Матфей, 10; 28, 16–20; Марк, 6, 7–12; 16, 14–20; Лука, 9, 1–5; 24, 33–51; Иоанн 20, 19–23; Деяния апостолов, 1, 1–9).

Данный иконографический извод, с некоторыми вариациями, нашел отражение в поздних иконописных подлинниках: в сводном, в подлиннике из собрания С. Т. Большакова, в переводах из собрания В. П. Гурьянова6. А. И. Успенский видел в этом изводе ту же идею моления, деисусного предстояния, которая заключена в деисусном («апостольском») ярусе иконостаса7.

6
  • А. Успенский. Собор 12-ти апостолов. Иконографическая заметка. «Московские церковные ведомости», 1902, с. 575–577;
  • А. Успенский. Переводы с древних икон из собрания В. П. Гурьянова. — «Московские церковные ведомости», 1902, № 15, с. 205.

7 А. Успенский. Собор 12-ти апостолов. Иконографическая заметка. «Московские церковные ведомости», 1902, с. 577.

Не исключено, что формирование данного иконографического извода было связано на ранних этапах с торжеством иконопочитания, как это установлено по отношению к «Собору архангелов»8, и восходит тем самым к послеиконоборческой эпохе.

В новгородском искусстве XV в. этот редкий извод «Собора апостолов» встречается, помимо издаваемой иконы, в клейме иконы «Богоматерь Умиление» второй половины — конца XV в., из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ, кат. № 54). В самом конце XV в. в Софийской таблетке появляется иной извод, с поясными изображениями апостолов среди стеблей вьющейся лозы (см. кат. № 63–21б). Видимо, этот извод более поздний, иллюстративно-литературный (на слова одного из ирмосов «Всел еси на коня...»); именно он становится в XVI–XVII вв. более распространенным. Тип иконы Новгородского музея свидетельствует о том, что именно новгородская иконопись сохранила в XV в. классическую византийскую традицию иконографии «Собора апостолов».

Варианты «Собора апостолов» встречаются в новгородском искусстве и в XVI в. В миниатюре Апостола 1544 г., из Михалицкого монастыря, ГПБ, Соф. 45, л. 17 об., представлены двенадцать апостолов в рост (т. е. согласно древним образцам), на фоне храма, символизирующего апостольскую церковь. В центре — Христос в рост, с открытой книгой; правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, причем пальцы опущены вниз, к книге, почти как в древних новгородских «Спасах на престоле» — «Спасе царя Мануила», «Спасе» из Благовещенского собора, «Спасе» с Варлаамом Хутынским (см. кат. № 1). Композиция миниатюры Апостола 1544 г. в целом несколько напоминает миниатюру Менология Василия II под 1 сентября (см. о ней стр. 182); поясняющая надпись гласит: «Събор стых двоунадесят апслъ».

Датировка и атрибуция.

Церковь Двенадцати апостолов «на Пропастех», известная с XIII в. (первое упоминание — под 1230 г., когда при церкви была устроена «скудельница» по случаю мора1), перестраивалась (деревянная) в 1358 г.2 В XV в. церковь строилась дважды. В 1432 г. был поставлен деревянный храм3, а в 1455 г. сооружено каменное здание4. Стилистические признаки иконы — характер цвета, рисунка, ликов — позволяет связать ее создание с 1432 г.

В 1545 г. храм подвергся существенному ремонту, вследствие которого был выдан новый антиминс5. Возможно, что некоторые крупные чинки иконы относятся именно к этому времени.

Литература.

с. 207
 
¦



Детали


A Апостол Фома

B Апостол Иаков

C Апостол Марк

Литература