Наверх (Ctrl ↑)

Жены-мироносицы у Гроба Господня

Жены-мироносицы у Гроба Господня
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва (Макариевская мастерская)

Вторая половина XVI в.

126 × 102 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22210

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

4. СВВ. ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА ГОСПОДНЯ
Вторая половина XVI века
Москва, Макариевская мастерская
126 × 102
Поступила из Антиквариата в 1931 г.
ГТГ, инв. 22210

Сюжет иконы связан с центральным событием Евангелия — Воскресением Господним. В соответствии с православным каноном, это событие могло быть изображено только символически или в форме свидетельства — тем более, что непосредственное описание Воскресения в Новом Завете отсутствует. Однако все четыре Евангелия подробно повествуют, как об этом узнали праведные жены, пришедшие ко Гробу Спасителя, чтобы, согласно иудейскому обычаю, помазать Его погребенное тело миром. Изображения благовестия ангела св. женам-мироносицам были широко распространены уже в раннехристианском искусстве. В XI–ХII веках, по мере сложения развернутого страстного цикла, этот сюжет приобретает устойчивую иконографическую схему. С XV века сюжет «Явления ангела женам-мироносицам» включается в состав праздничного ряда иконостаса (наиболее ранний пример — иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425–1427 гг.).

Данная икона относится к развитому варианту иконографии, характерному для произведений второй половины XVI века. Она соединяет в себе два евангельских сюжета на тему Воскресения: явление ангела женам-мироносицам и явление Иисуса Христа Марии Магдалине по Воскресении, описанное в Евангелии от Иоанна (Ин XX, 11–18). Число мироносиц в иконе увеличено до семи, включая отдельно стоящую Магдалину и Богоматерь, изображенную первой. За мироносицами изображен Иерусалим, окруженный крепостной стеной с башнями. Справа вверху, за горой, представлено еще одно строение, также окруженное стенами. Жест правой руки Христа, направленный в его сторону, может быть связан с обращенными к Магдалине словами Спасителя о том, что Ему предстоит взойти к Своему Небесному Отцу. В таком случае это строение приобретает смысл «Небесного Града», «Небесного Иерусалима».

Литература