Первая половина XVI в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-3122
Из Успенской церкви г. Кеми (Карелия).
См. в «Галерее»:
16. УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ
Первая половина XVI века
Из Успенской церкви г. Кеми
146,6 × 117,5
Государственный Русский музей
Предание об Успении Богоматери восходит к древним апокрифическим текстам, наиболее известным из которых было «Слово Иоанна Богослова», составленное не ранее V века. В более позднее время апокрифические свидетельства были переработаны в святоотеческой письменности и в богослужебных текстах, а затем положены в основу иконографии праздника, которая складывается в византийском искусстве X–XI веков.
Икона из Кеми принадлежит к расширенному варианту иконографии «Успения», получившему широкое распространение на Руси с конца XV века (не исключено, что общим прообразом для подобных икон могла послужить храмовая икона Успенского собора Московского Кремля). Помимо Богоматери на ложе, окруженной оплакивающими ее апостолами, и Христа, спустившегося с небес за ее душой, здесь представлены перенесение апостолов на облаках в дом Иоанна Богослова и вознесение Богоматери на небеса на третий день после Успения. В расширенный вариант иконографии включался также эпизод с отсечением рук нечестивого иудея Авфонии, осмелившегося поколебать ложе Богоматери во время вынесения ее тела из Иерусалима в Гефсиманию. Среди участников события на иконе изображены четыре святителя и иерусалимские жены, служившие Богоматери. Имена святителей приводятся в сочинении «Об именах Божиих», приписываемом Дионисию Ареопагиту — это Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский, Иаков Иерусалимский и сам Дионисий. Что касается жен, то их образы восходят, по-видимому, к текстам праздничной службы, содержащей фрагменты
Уникальной особенностью иконы из Кеми является развернутое изображение рая — небесный круг с райскими вратами здесь дополнен фигурой Ветхого Деньми и условным изображением Небесного Иерусалима в виде града, окруженного крестообразными стенами, из ворот которого выглядывает склоняющийся ангел. Эта деталь позволяет уточнить источник, откуда заимствована иконографическая схема: подобным образом, как правило, изображался ангел, встречавший возносящихся монахов в Небесном Иерусалиме на иконах «Страшного Суда».
Дополнительные эсхатологические акценты в традиционную интерпретацию праздничного сюжета вносит также присутствие среди свидетелей чуда царя Давида и праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Согласно тексту «Слова Иоанна Богослова», входившую в рай Богоматерь приветствовал именно царь Давид, роду которого она была обязана своим происхождением.