Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Непроходимая дверь»

Икона Богоматери «Непроходимая дверь»
Изображения с более высоким разрешением:

Вторая половина XVII в. (?)

151.2 × 66.2 × 3.8 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-1921

Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска (?).

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 348
¦
130. Богоматерь Непроходимая Дверь

Вторая половина XVII века
Дерево, темпера. 151,2 × 66,2
Происходит из Благовещенского собора города Сольвычегодска (?). С 1847 по 1870 год находилась в собрании С. Г. Строганова, с 1870 года — в Музее Общества поощрения художеств (С.-Петербург)
ГРМ, инв. ДРЖ-1921

Основу иконографии иконы составляет текст входной молитвы «Непроходимая двере тайно знаменана...», читаемой в начале литургии Иоанна Златоуста. Образ Богоматери Непроходимая Дверь («Затворенные врата»), восходящий к толкованиям на Книгу пророка Иезекииля (Иез. 44 : 2), символизировал Приснодевство Богоматери, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся Девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». Существенное влияние на формирование подобных композиций оказало исследование служб Великой вечерни в канун богородичных праздников, включающее чтение текста Иезекииля и пение стихир, раскрывающих тему его пророчества. Одну из выразительных параллелей иконографии памятника дает стихира Сергия Патриарха, исполняемая на Великой вечерне в канун Рождества Богоматери 21 сентября: «Сей день Господень, радуйтесь, людие: се бо Света Чертог и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого вводящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших».

Сформировавшаяся под влиянием различных текстов, композиция была призвана наглядно передать идеи Непорочного зачатия, Воплощения Христа и Спасения праведников. Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты с младенцем Христом в лоне. Спускающийся на Богородицу с небес поток света, заключающий изображение голубя — символа Святого Духа, исходит из уст представленного в облаках Господа Саваофа. Тема прославления Девы Марии передается образами славословящих святых, представленных по сторонам композиции. Первым среди них изображен пророк Иезекииль, держащий в руках свиток с текстом пророчества. Надежду на грядущее спасение выражают фигуры в белых саванах, олицетворяющие души умерших, томящихся в преисподней. Раскрытию символического замысла композиции способствует архитектурный фон иконы. Образ Богоматери Врата Слова, Истинная Дверь Спасения нарочито соотнесен с изображенным за ее спиной архитектурным сооружением, решенным в виде портика, — входом в Небесный град.

Н. Пивоварова с. 348
 
¦


Литература