Наверх (Ctrl ↑)

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный
Изображения с более высоким разрешением:

Серапион (?)
Школа или худ. центр: Великий Устюг

1447 г. (?)

Дерево, темпера.
108 × 95 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. ДР 286 или 34577 (?)

Происходит из Великого Устюга. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце».

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 96
¦
21. Спас Нерукотворный

1447 год (?). Серапион (?). Великий Устюг
Дерево, темпера. 108 × 95
Происходит из Великого Устюга1. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце»2
ГТГ, инв. ДР 286

1 Великий Устюг был основан в XII в. на слиянии рек Юга и Сухоны, из которых берет начало Северная Двина. Входил в Ростовскую епархию. В XV–XVII вв. был крупным торговым городом. Архитектура города отличается своеобразной красотой, до сих пор сохранились многие древние церкви и монастыри. В городе работали поколения художников, создававших иконы и утварь для церквей. Славятся до сих пор великоустюжские мастера черни по серебру.

2 В XVII в. на башне была срублена церковь, куда была перенесена икона. В 20-е гг. XIX в. для иконы была воздвигнута Всегородская Спасская церковь, где икона находилась до 1921 г., когда церковь была разобрана.

Икона в целиком расчищенном виде экспонируется впервые.

Лик Спаса помещен на золотом фоне без плата (об образе «Спас на убрусе» см. кат. № 13)3.

3 Иконы с изображением Нерукотворного образа Спаса обязаны своим появлением сказанию о лике Христа, чудесно запечатленном на ткани убруса, который был послан самим Спасителем эдесскому царю Авгарю, страдавшему неизлечимой болезнью и исцелившемуся после прикосновения к чудотворному образу. Создание иконографического типа Нерукотворного лика восходит к византийскому искусству X в. Появление и распространение его совпадает со временем перенесения чудотворного Эдесского образа в 944 г. в Константинополь и составления «Сказания о перенесении образа в столицу» и «Слова» о его почитании в Эдессе. Среди двух основных типов Нерукотворного образа, который разрабатывала восточная и западная иконография, на Руси с XII в. был принят образ Христа «величественного и прославленного» — с открытыми глазами. Это соответствовало древним текстам «Сказания...», не связывавшего происхождение Нерукотворного образа с шествием Иисуса на Голгофу, — последнее было свойственно западной иконографии, изображавшей страдающего или мертвого Христа с закрытыми глазами, следами крови и терновым венцом. Лик Христа, представленный на рассматриваемой иконе, восходит к самому древнему его типу, соответствующему человеческим пропорциям лица, занимающим всю поверхность иконы, изображенным на растянутом плате, как бы напоминая о древнем способе хранения реликвии: согласно «Сказанию...», полученный Авгарем убрус был вскоре наклеен на «негниющую доску». В отличие от древних изображений, плат на иконе из Банка Амброзиано Венето имеет складки. Такая иконография известна с XIII в. (фрески Сопочан, 1263–1268 гг.) и в последующее время стала преобладающей (Примеч. И. Шалиной).

В тяжелую годину 1447 года, когда в городе свирепствовала чума, устюжане, уповая на Силу и Премудрость Божию, заказали икону «Спас Нерукотворный» и поместили ее на вратах города — «во спасение города».

В этом предании, как и в древней легенде об образе Спаса Нерукотворного, которым был исцелен Авгарь, соединены, по крайней мере, два аспекта символики: 1) «Нерукотворное» изображение лика Господа как святыня, охраняющая город от враждебных сил; 2) и как образ присутствия Божественного Слова, излучающего свет своего учения, т. е. как подобие Евангелия. В этом плане «Нерукотворный образ» — скрижали Нового Завета.

Спас Нерукотворный — не руками сотворенный образ Христа — рассматривался как доказательство воплощения второго лица Троицы в человеческом образе и как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Литература

Н. Розанова с. 96
 
¦


Литература