Наверх (Ctrl ↑)

Сошествие во ад

Сошествие во ад
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

1370–1380-е годы

134 × 108 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2664

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Смирнова 1976 

 
с. 236
¦
26. Сошествие во ад
(илл. стр. 344, 345)

ГРМ, инв. држ 2664.
Конец XIV в.
134 × 108.

Происхождение. Из Тихвина. Поступила в ГРМ из ЦГРМ в 1934 г.

Раскрыта в реставрационной мастерской ГРМ. В 1934 г. Я. В. Сосиным произведена небольшая пробная расчистка, расширенная в 1947–1949 гг. Ф. А. Калининым. Основное раскрытие выполнено в 1955–1957 гг. Н. В. Перцевым.

Доска липовая из трех частей, с двумя односторонними сквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. На полях (особенно верхнем) и в верхней части композиции — большие утраты живописи и грунта до паволоки и до доски. По стыкам досок — вставки позднего грунта, тонированные при реставрации. Золото фона полустерто. Надписи не сохранились. С зеленых участков «славы» не удалены остатки олифы, накрепко связавшейся с красочным слоем, изменив его первоначальный оттенок. Потертости живописи, имеющиеся по всей поверхности, тонированы при реставрации.

Описание.

Христос представлен в трехчетвертном повороте, склонившимся влево (от зрителя), к Адаму, которого держит за руку. Облачен в оранжевые одежды с золотым ассистом, на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа овальной формы, четырех оттенков — темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния — две группы фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой группы, кроме Адама, имеют нимбы. Справа без нимбов: коленопреклоненная Ева в киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий, старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры. с. 236
с. 237
¦

Фигуры изображены в сложных ракурсах (Аарон — в трехчетвертном повороте со спины). Драпировки одежд крупные, тени и высветления на них имеют по две-три градации, белильные блики положены то штрихами, то широкими пятнами. Лики исполнены энергичными мазками охры оранжевого оттенка и белил по коричневому санкирю.

В нижней зоне иконы, в черной пещере, имеющей острые, изломанные очертания, — оранжевые створки врат с серебряным ассистом, ключ, цепь, гвозди и две отверстые гробницы. В верхней зоне — две симметричные светло-желтые скалы с крупными уступами, очерченные серыми штрихами-контурами и отмеченные белильными бликами.

Фон, нимбы и поля золотые. На верхнем поле широкая киноварная опушь (на нижнем она утрачена), на боковых — следы тонкой киноварной обводки.

Иконография.

Основные сведения об иконографии сцены «Сошествия во ад» см. кат. № 8. Иконографический тип, использованный в издаваемой иконе, распространяется в искусстве византийского круга в XIV в. (например,

По основным признакам он близок тому типу, к которому относится икона из Тихвина первой половины XIV в. в Новгородском музее (кат. № 8), но отличается большим числом фигур, их сложными ракурсами, разнообразными жестами, пространственностью группировки. Если тип (извод) иконы Новгородского музея восходит к XII–XIII вв., то иконография и композиция иконы ГРМ целиком принадлежит XIV в.

1 R. Lange. Die Auferstehung. Recklinghausen, 1966, S. 63–65, Abb. S. 63, 70.

2 М. Бичев. Стенописите в Иваново. София, 1965, табл. 1, 57.

Характерный признак композиции «Сошествия во ад» развитой палеологовской эпохи: Ева изображена не рядом с Адамом, а напротив него, в другой группе3. Среди икон наибольшую близость обнаруживает издаваемый памятник к «Сошествию во ад» первой половины XIV в. из Охрида4 (илл. стр. 237). В русском искусстве идентичное изображение (илл. стр. 237) в иконе второй половины XIV–XV в. в ГТГ5. Возможно, оба с. 237
с. 238
¦
русских произведения восходят к одному иконографическому прототипу.

3 E. Lucchesi-Palli. Anastasis. — K. Wessel, M. Restle. Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. I, Lief. 1. Stuttgart, 1963, Sp. 147.

4 К. Вейцман, М. Хадзидакис, К. Миятев, С. Радойчич. Иконы на Балканах. София — Белград, 1967, табл. 183. Но в этой иконе Ева изображена еще рядом с Адамом.

5 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 146, илл. 98–99. По установившейся традиции, икону ГТГ датируют второй половиной XIV в. и предположительно относят к псковской школе. По типам и письму ликов она обнаруживает сходство с иконой XV в. «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы «Знамение») из с. Курицко под Новгородом в ГТГ (там же, № 103, илл. 87–88; воспроизведение с деталями см.: В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969, стр. 38, табл. 60–63). Не исключено, что «Сошествие во ад» ГТГ является памятником особого направления новгородской живописи XV в. Иконографический извод, представленный иконой XIV в. из Тихвина, мог служить образцом для художников и в следующем столетии.

В новгородских росписях позднего XIV в. — в церкви Феодора Стратилата6 и в Волотове7 — «Сошествие во ад» представлено в ином иконографическом изводе; Христос изображен фронтально, в резком движении.

6 В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947, табл. 60 б.

Датировка и атрибуция.

Датировка иконы в публикациях постепенно уточнялась: от широкого определения XIV в. (Н. Г. Порфиридов [2]) и второй половиной XIV в. (Э. С. Смирнова [3]) до отнесения к последней четверти XIV в. (Г. И. Вздорнов [5]) и к концу столетия («Живопись древнего Новгорода и его земель» [6]). По стилистическим данным икона является произведением позднего XIV в.

Хотя «Сошествие во ад» найдено в пределах новгородской провинции — в Тихвине, мы не имеем сведений о роли провинциальных центров в новгородской живописи XIV в. (вопрос об этом ставит Н. Г. Порфиридов [2], стр. 69, 71), и считаем более правильным отнести икону к новгородскому искусству. Вероятнее всего, она написана в самом Новгороде (см. также стр. 97, 117–118).

Выставки.

Литература.

  1. Д. С. Лихачев. Человек в литературе древней Руси. М.–Л., 1958, илл. между стр. 96 и 97.
  2. Н. Г. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи. — «Искусство», 1959, № 2, стр. 67–71.
  3. Э. С. Смирнова. Новые работы Музея по реставрации произведений древнерусской живописи. — «Сообщения ГРМ», вып. VI. Л., 1959, стр. 60–62, илл. на стр. 60 и 61.
  4.  Е. С. Овчинникова. Икона «Сошествие во ад» из собрания Гос. Исторического Музея в Москве. — «Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова». М., 1968, стр. 147.
  5. Г. И. Вздорнов. Живопись. — «Очерки русской культуры XIII–XV веков», 2. Духовная культура. М., 1970, стр. 305, илл. на стр. 306.
  6.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, стр. 13, № 28, илл. 21. с. 238
     
    ¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 240 
¦
35. Сошествие во ад

70–80-е годы XIV века. 134×108. Русский музей, Ленинград [2664].

Из города Тихвина. Сохранность хорошая. Имеются утраты на фоне, полях и горках. По иконографическому изводу икона близка к псковской (?) иконе XIV века в Третьяковской галерее (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 146, с. 187–188, ил. 98, 99). Икона, в которой ясно проступают специфические иконописные приемы, была написана ближе к концу XIV века. В ней явно учтен опыт заезжих греческих мастеров, но характер лиц и манера их исполнения уже чисто новгородские.  с. 240 
  
¦

Детали


A Ева и группа праведников

B Соломон и Иоанн Предтеча

Литература