Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Знамение с избранными святыми

Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия

Богоматерь Знамение с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XV в.

66 × 50.5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2061

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 271
¦
44. Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия, с «Богоматерью Знамение»
(стр. 111, 163; илл. стр. 478)
ГРМ, инв. 2061.
Вторая половина XV в.
66 × 50,5.

Происхождение. Поступила в Русский музей в 1898 г. из собрания В. А. Прохорова.

Раскрыта до поступления в Русский музей.

Доска липовая, из двух частей, с гнездами от двух односторонних несквозных шпонок (имеется одна новая шпонка). Ковчег, паволока не просматривается.

Сохранность. На мантии Варлаама Хутынского вставка новой живописи, на фелони Иоанна Милостивого реставрационная заделка. На хитоне Анастасии небольшие утраты древней живописи. В нижней части средника новая запись, Золото фона сильно потерто.

Описание.

Фигуры в рост, фронтальные, на золотом фоне и травянисто-зеленом поземе. Над ними в ореоле трех оттенков зеленого цвета «Богоматерь Знамение». Варлаам Хутынский в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленом параманде и фиолетово-коричневой мантии с откинутым куколем, обеими руками придерживает белый свернутый свиток. Иоанн Милостивый в светло-голубом подризнике и розово-терракотового цвета фелони с золотисто-желтыми палицей и епитрахилью. На белом омофоре черные с белыми украшениями кресты. Правой рукой Иоанн благословляет, на левой руке держит закрытое Евангелие. Хитон и чепец Параскевы зеленовато-голубоватые, мафорий киноварный. Анастасия в киноварных хитоне и чепце и в зеленовато-голубоватом мафории. В правых руках мученицы держат черные восьмиконечные кресты.

Одеяния покрыты высветлениями и линиями складок в тон, но по золотисто-охряным цветам проложены светло-голубые пробела, а на розовато-терракотовой фелони Иоанна высветления зеленовато-голубые. Его палица, епитрахиль и крышка Евангелия, а также одеяние Христа расчерчены светло-желтой (типа крона) штриховкой под ассист.

Крупные, со свисающими носами лики исполнены объемно и промоделированы белесой розоватого оттенка охрой с легкой подрумянкой по интенсивно охряному санкирю. Границы света и тени резкие. Головы и отдельные черты ликов обведены тонкой коричневой линией. Зрачки глаз темно-коричневые. Под глазами овальной формы тени. Белильные оживки незначительны и проложены по форме. Руки большие, с акцентированными суставами и ладонями.

Нимбы золотые, обведенные двойной графьей. Киноварная опушь по торцовым полям (внизу не сохранилась). Надписи на фоне киноварью, а на ореоле белые:

Иконография.

Композиция с избранными святыми, над которыми помещено изображение «Богоматери Знамение» в сегменте неба, встречается в новгородской иконописи XV в. См. кат. № 21, «Иконография», а также кат. № 23, 59; ср. кат. № 72.

Святые, представленные в иконе, принадлежат к числу наиболее почитавшихся в Новгороде.

Варлаам Хутынский (память 6 ноября), в миру Алекса Михайлович, — основатель Хутынского монастыря, ум. в 1193 г.1 Местное почитание его началось еще во второй половине XIII — начале XIV в. (Проложное житие составлено до 1323 г.2). В начале XV в. культ Варлаама расцветает. В 1407 г., по преданию, у его гроба получил исцеление приехавший в Новгород московский князь Константин Дмитриевич. В первом десятилетии XV в. на печати игумена Хутынского монастыря (по имени Варлаам) появляется изображение Варлаама Хутынского (преподобный представлен по пояс, в куколе, в руке держит нечто вроде сосуда — алавастра). В 1410 г. этот же Варлаам, став архимандритом Юрьева монастыря, строит в Лисицком монастыре надвратную церковь во имя Варлаама Хутынского. Между 1408–1422 гг. и 1438 г. возникает вторая редакция Жития Варлаама Хутынского3.

При Евфимии II Пахомию Сербу было поручено составить новую редакцию Жития Варлаама. Культ достиг особого размаха после 1460 г., когда было объявлено о чуде, произошедшем у гроба Варлаама, — воскрешении постельничего московского великого князя Василия II Григория Тумгана4. Вероятно, с этого времени культ Варлаама укореняется в Москве.

Варлаам Хутынский олицетворял для новгородцев славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому как те же идеи связывались в Москве с Сергием Радонежским.

Наряду с основным, высокодуховным аспектом культа Варлаама, были и другие, более народные уровни его почитания: Варлааму молились об урожае, о погоде6. с. 271
с. 272
¦

Изображение Варлаама в иконе из собрания В. А. Прохорова — самое раннее среди сохранившихся в иконописи.

Культ св. Иоанна Милостивого (память 12 ноября) также окрашен высоким духовным звучанием. Иоанн — александрийский патриарх VII в., чтившийся византийской церковью как борец с ересью монофизитов и как проповедник благотворительности и милосердия7. Его изображения фигурируют в росписях византийских храмов в алтаре среди епископов; широко известны на Балканах (в том числе в XV в.; ср. фреску Каленича, около 1413 г.8) (илл. стр. 286), в поствизантийских иконах9.

7 «Православная богословская энциклопедия», под ред. А. П. Лопухина, т. 7. Пг., 1906, с. 2–3 (С. Троицкий).

8 S. Radojčić. Kalenić. Beograd, 1964, fig. 34, 35.

9 «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 7 (G. Kaster).

В Новгороде почитание Иоанна Милостивого было распространено особенно широко. На озере Мячине издавна стояла церковь Иоанна Милостивого10. Изображение Иоанна, помимо издаваемого памятника, встречается в новгородской живописи XV в.:

От XVI в. сохранилась

а также

О культе и изображениях Параскевы и Анастасии см. кат. №№ 22, 23, об их парных изображениях — кат. №№ 21, 25, 38.

Привлекает внимание то обстоятельство, что на иконе из собрания В. А. Прохорова изображены не просто чтимые новгородские святые, но такие персонажи, дни памяти которых стоят в календаре близко друг от друга (6 и 12 ноября, св. жены — 28 и 29 октября). Этим икона сходна с лицевыми святцами, напоминает композиции со святыми в Софийских таблетках (кат. № 63).

Датировка и атрибуция.

Длительное время произведение датировалось XIV — началом XV в. Так, В. А. Прохоров ([1896], № 706) предполагал, что оно «древнего новгородского письма конца XIV или начала XV в.». П. П. Муратов [б. г.] считал памятник примером заурядной «народной» новгородской иконы XIV в. К искусству Новгорода этого же времени относили икону А. В. Грищенко [1917], И. Э. Грабарь [1926], А. И. Анисимов [1930]. В. Н. Лазарев, ранее ([1947], [1954]) считавший, что она создана в начале XV в., позднее [1969] пришел к выводу, что она написана в конце XIV в. В. К. Лаурина уточняет время создания иконы — вторая половина XV в. Так же датируется икона и в каталоге «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], и у Э. С. Смирновой [1978]. Датировке иконы XIV в. противоречит сюжет: изображения Варлаама Хутынского появляются лишь в XV в., когда его культ получает широкое распространение (см. выше, раздел «Иконография»).

Лаконичная и в то же время виртуозная композиция отмечена благородством и простотой линейного и цветового ритма. Такая цветовая, тоновая и ритмическая утонченность встречается в живописи Новгорода лишь во второй половине XV в. Вероятно, икона создана в одной из первоклассных мастерских Новгорода.

Выставки.

Литература.

с. 272
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 241 
¦
41. Богоматерь Знамение с избранными святыми (Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия)

Начало XV века. 66×50,3. Русский музей, Ленинград [2064].

Из собрания В. А. Прохорова. Сохранность хорошая. Фон утрачен. Нижнее поле обнажено до доски. Незначительные утраты на одежде Анастасии. Этот тип иконы был у новгородцев излюбленным, поскольку подбор святых диктовался заказчиком. Трактовка лиц очень близка к иконе Власия и Спиридония 1407 (?) года.  с. 241 
  
¦

Детали


A Варлаам Хутынский и Иоанн Милостивый,

Литература