Школа или худ. центр: Новгород
Начало XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 17310
Из собрания А. И. Анисимова.
См. в «Галерее»:
Конец XIV века. Новгородская школа.
Фигуры в рост, в фас. Вверху Знамение Богоматери. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по коричневому санкирю.
Основные цвета красочной гаммы: белая, розовая, голубовато-зеленая, коричневая, киноварь. Золотые нимбы прографлены четырехлепестковым орнаментом. Фон и поля цвета слоновой кости. Надписи киноварные.
Доска липовая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 66×50.
Собр. А. И. Анисимова.
Поступила в 1931 году. [17310]
(стр. 103, 162–163; илл. стр. 435)
ГТГ, инв. 17310.
Середина — вторая половина XV в.
66,5 × 50.
Происхождение. Из собрания А. И. Анисимова. Поступила в ГТГ в 1931 г.
Раскрыта до поступления в ГТГ.
Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.
Сохранность. Части доски на стыке слегка стесаны, отчего пострадали правая рука Богоматери, нимб и фелонь Николы. Торцовые поля опилены (нижнее — сильнее). Выбоины и вставки, особенно на нижнем поле.
Описание.
Фигуры в рост, фронтально. Никола, в центре, правой рукой благословляет, на левой держит закрытое Евангелие; облачен в розовый подризник (орнамент белилами в виде косых клеток с цветком в каждой) и белую фелонь с черными крестами; епитрахиль и палица охряные, кисти красные. Слева Илья Пророк с развернутым свитком (текст черной краской):
(ср.
Нимбы золотые с прографленым орнаментом в виде сомкнутых четырехлепестковых розеток, образующих правильную сетку. Позем зеленый. Фон светлый (оттенка слоновой кости), поля желтые, опушь по лузге киноварная.
На фоне надписи киноварью:
У изображения Богоматери:
На нимбе Христа:
Иконография.
Иконы с избранными святыми и «Богоматерью Знамение» распространяются в новгородской иконописи в XV в.1 Ср. кат. №№ 21 («Иконография»), 44, 59. Обычно в них представлены наиболее популярные святые, считавшиеся заступниками и помощниками во многих сферах человеческой деятельности. О культе Ильи Пророка и Николы см. отсылки в кат. №№ 14, 22. Анастасия — одна из наиболее почитаемых в Новгороде св. жен. Ее образ — контаминация нескольких легенд, как и образ св. Параскевы2. Память Анастасии отмечалась в году трижды: 12 и 29 октября, 22 декабря, а житийных легенд о ней — по меньшей мере две3. Основной, как считается, была легенда о мученице, пострадавшей в Сирмиуме в 304 г. В V в. ее реликвии были перенесены в Константипополь, в церковь Анастасис (Воскресения), которая стала называться церковью Анастасии и превратилась в опору культа Анастасии во всем византийском мире.
1 Подробнее см.: Э. С. Смирнова. О местной традиции в новгородской живописи XV в. Иконы с избранными святыми и Богоматерью «Знамение». — «Средневековое искусство. Русь. Грузия». М., 1978, с. 193–211.
2 Запутанность и взаимозависимость легенд отметил еще архиеп. Сергий. См.: Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, II, Месяцеслов, с. 272, 287, 334; Заметки, с. 343–344, 395–397. Есть мнение, что предания об Анастасии вообще не имеют реальной исторической подоплеки. См.: G. Kappel. Die kirchenslavische Anastasielegende. — «Slavia», 40. Praha, 1971, S. 9–19.
3 О культе и иконографии Анастасии cм.:
На Западе сложился второй центр культа Анастасии («Римлянки»). В IV в. в Риме, у подножия Палатинского холма, была церковь — домашний храм христианки по имени Анастасия. На рубеже V–VI вв. возникла легенда о римской мученице Анастасии. Характер культа Анастасии определяется легендами о ее подвигах. Ее греческое прозвище «Фармаколитрия» толковали как «разрешительница ядов», «освободительница от зол», «врачевательница болезней»4. Будучи христианкой, Анастасия подвергалась гонениям, была посажена в тюрьму; овдовев, она посвятила свою жизнь помощи узникам и исцелению страдающих.
4 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, II, Заметки, с. 396.
В переложении Димитрия Ростовского, Анастасия «хождаше от града в град, и от страны в страну, держимым во узах святым служащи, пищу и питие, одежды и всякие потребы и врачевания от своих имений промышляющи узником Христовым, и творящи отраду сущим во утеснении велицем, и изнемогающим плотию, и от долговременных тяжких уз ослабу им златом у стражи купующи; чего ради и узорешительница быть именована, яко многим узы разреши своим попечением тайным... Научися бо и врачебней хитрости, и сама язвленных врачеваше, не гнушаяся и на руках своих носити тех, иже не можаху ногами, ни руками своими владети, сокрушены и уязвены... и очищаше гноения их...»5.
5 Цит. по: «Православная богословская энциклопедия», под ред. А. П. Лопухина, т. I. Пг., 1900, 1, стлб. 673–674.
На Руси Анастасия почиталась широко, причем можно установить, что в Новгороде она иногда выступает как целительница. Во время эпидемии чумы в 1417 г. новгородцы общими усилиями построили за один день деревянную церковь Анастасии6.
Имя Анастасии своим греческим корнем ассоциировалось с воскресением Христа. М. Ф. Мурьянов полагает, что фигура Анастасии в росписи Нередицы, помещавшаяся поблизости от «Страшного суда», так же связана с ним по смыслу, как композиции «Сошествие во ад» и «Страшный суд» в мозаиках Торчелло, являясь тем самым персонификацией «Воскресения»7 (как Параскева была персонификацией крестной жертвы «Распятия»; см. об этом кат. № 22, «Иконография»).
В народных слоях Анастасия считалась олицетворением дня недели — воскресенья, а поскольку другое название того же дня — неделя, то через понятие «не-делание» образ святой соотносился с отдыхом и с покровительством женскому труду8.
8 Ср.: A. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, I. М., 1865, с. 232–233, 241–242.
По другим поверьям, Анастасия отождествлялась с Саломеей, омывавшей новорожденного Христа (в римской церкви память Анастасии 25 декабря, в день Рождества Христова), а через понятие Рождества образ Анастасии ассоциировался и с образом Богородицы9. В результате сложных народных ассоциаций культ Анастасии, как одной из самых почитаемых св. жен, обретал связи с культом дохристианских женских божеств.
Изображения св. Анастасии издавна известны в византийском искусстве
в XIV–XV вв. она изображается в византийских иконах10, в балканских стенописях11. В Новгороде церковь Анастасии стояла в Детинце, за владычным двором — на почетном месте12. В домонгольском новгородском искусстве изображение Анастасии,
В новгородской иконописи среди св. жен Анастасия занимает второе место после Параскевы с точки зрения популярности (примеры в XV в.: кат. №№ 21, где в пару Параскеве представлена, видимо, именно Анастасия, 25, 38, 44). Фигура Анастасии —
11 Г. Суботић. Свети Константин и Jелена у Охриду. Београд, 1971, схема 6, илл. 42 (параклис церкви Константина и Елены в Охриде).
13 В. К. Мясоедов. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925, чертеж V–28.
14 Г. Н. Бочаров. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969, с. 30–33, илл. 19.
15 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, № 35, илл. 41.
16 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, № 49, илл. 59. О двух последних произведениях см. Предисловие к каталогу.
Обычно Анастасия представлена в мафории, чаще в зеленом18, но бывает и в красном, как на издаваемой иконе ГТГ из собрания А. И. Анисимова. Ее атрибуты — крест, а иногда сосуд: по легенде, это кувшинчик с мазями, при помощи которых она бальзамировала тела казненных мучеников-христиан и лечила больных19. Этот кувшинчик в новгородских иконах становится атрибутом целительницы (илл. стр. 242).
18 Так и в подлиннике XVI в. См.: «Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI века. С варьянтами из списков Забелина и Филимонова». М., 1873, с. 36 («риза лазорь, исподь киноварь...»).
19 H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Iconographie. Bd. I (Lief. 1–5). Wien, 1960–1965, 1, S. 107.
Интересно отметить, как в письменности новгородцы различали двух разных святых по имени Анастасия. Архиепископ Антоний, посетив около 1200 г. Константинополь, описал мощи двух мучениц. После упоминания монастыря Пантократора: «А странь тое церкви святыя мученицы Анастасии девицы ту лежит: всякое волхвование и потворы открывает». В районе «Испигаса»: «А оттоле святая Анастасия в теле лежит.
20 См. прим. 6.
21 Деревянная церковь Николы была построена в 1411 г., затем в 1417 г. ( «Новгородская четвертая летопись», ч. I, вып. 2. Л., 1925, с. 417, 427). См. об этом кат. № 5, «Датировка и атрибуция». Каменная церковь Николы построена в 1436 г., в 1437 г. она «падеся», в 1438 г. выстроена вновь ( «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов». Под ред. А. Н. Насонова. М.–Л., 1950, с. 418–419; «Новгородская четвертая летопись», ч. I, вып. 2. Л., 1925, с. 435–436).
О роли образов Николы и Ильи в аграрных культах см. кат. № 22, «Иконография».
Особого внимания заслуживает орнамент нимбов в виде розеток или кругов с вписанными ромбами. Истоки его — древние, он широко распространен в византийском искусстве (в частности, в узорах полов, алтарных преград)22, в XIV в. известен на серебряных окладах23. В XV в. весьма часто встречается на золотых нимбах новгородских икон, видимо как имитация золотого или серебряного накладного узорного нимба.
22 G. Millet. Monuments byzantins de Mistra. Paris, 1910, №№ 43–2, 44–14, 44–17.
Датировка и атрибуция.
Датировка иконы до недавнего времени варьировалась: конец XIV — начало XV в. (В. Н. Лазарев [1947], [1954]) или конец XIV в. (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963], В. Н. Лазарев [1969]). В последних публикациях датируется XV в. (Э. С. Смирнова [1976], [1978]). В. К. Лаурина относит икону ко второй половине XV в.
Поскольку икона написана более энергично и индивидуально, чем большинство произведений позднего XV в., в настоящем каталоге предлагается более широкое определение: середина — вторая половина XV в.
Выставки.
Литература.
Начало XV века. 66×50. Третьяковская галерея, Москва [17310].
Из собрания А. И. Анисимова. Сохранность хорошая. Вставка нового левкаса в нижней части доски.