Наверх (Ctrl ↑)

Рождество Богоматери, с избранными святыми

Рождество Богоматери, с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIV — начало XV вв.

Дерево, темпера.
69 × 49 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14251

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 362
¦
309. Рождество Богоматери и избранные святые.

XIV век. Северные письма.

Вверху на желтом фоне поясные фигуры Дмитрия Солунского, Николы, Ильи Пророка и Георгия, изображенных в ряд, в фас. Ниже на киноварном фоне сцена Рождества Богоматери. Анна в киноварном мафории сидит на овальном ложе. Рядом стоят две девы с сосудами в руках. Правее, в сцене купания, изображена женщина, сидящая на поземе около чаши с водой с младенцем на руках. Позади фигур — стена и два здания. Одно из них базиликального типа, второе — башнеобразное с шатровообразным киворием и округлой стеной. Вохрение с белильным высветлением, со слабой подрумянкой по коричневому санкирю. Фигуры короткие, большеголовые. Рисунок выполнен широкой черной линией. Поля также желтые с киноварной опушью. Надписи белые.

Доска сосновая, без шпонок. На тыловой стороне следы от деревянных гвоздей древних набивных шпонок. Левкас, яичная темпера. 69 × 49.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14251] с. 362
 
¦


 Смирнова 1976 

 
с. 240
¦
28. Рождество Богоматери, с избранными святыми
(илл. стр. 121–123, 347, 348)

ГТГ, инв. 14251.
Вторая половина XIV — начало XV в.
69 × 49.

Происхождение. Поступила в ГТГ из ГИМ в 1930 г.

Раскрыта, очевидно, еще до революции, во время пребывания в какой-либо частной коллекции (судя по наличию большой вставки с заново написанной целой сценой).

Доска сосновая, из двух (?) частей, с остатками деревянных гвоздей (видны и на лицевой стороне) от двух утраченных накладных шпонок. (Сейчас доски склеены). Ковчег. Паволока видна на нижнем поле. На обороте процарапана надпись, повторяющая надпись иконы.

Сохранность. Справа внизу большая вставка позднего грунта и живописи, с использованием мелких фрагментов оригинала; она включает всю сцену омовения, часть группы стоящих у ложа, низ ложа. Живопись всей иконы потерта. Контуры нимбов правлены.

По мнению Н. Б. Тихомирова, высказанному при консультации в январе 1972 г., белильные надписи могут быть поновленными.

Описание.

В верхнем ярусе, на розовато-желтом фоне — поясные фронтальные изображения Димитрия Солунского, Николы, Ильи и Георгия. Оба мученика-воина держат белые кресты, щит Георгия — с маскароном.

В основной зоне, на киноварном фоне — сцена «Рождества». Слева на желтом ложе сидит Анна в киноварном мафории. К ней подходят две женские фигуры с кувшином и кубком. Справа сидит служанка с младенцем, пробующая воду в купели. На заднем плане — пространственно переданные здания: слева палата типа базилики, справа — экседра и башня.

Одежды киноварные, зеленые двух оттенков, желтые, лиловые с зелеными высветлениями; пробела белые, энергичными пятнами и мазками.

Лики написаны объемно, пятнами розовой разбеленной охры по светлому зеленоватому санкирю, с крупными белыми бликами. Волосы разделаны черными и белыми штрихами (у Димитрия и Георгия — желтыми). Нимбы желтые с серыми («рефтяными») обводками. Поля желтые, опушь на торцовых полях киноварная.

Надписи уставом; в верхней зоне черные, почти стертые, в сцене «Рождества» белилами:

Иконография.

Общие сведения об иконографии сцены см. в кат. № 14. Поза Анны, не распростертой, а сидящей, опираясь щекой на ладонь, соответствует одному из принятых типов, который передает «рождество без страданий»1. В целом иконография иконы упрощена: две женщины с дарами вместо нескольких, одна служанка в сцене омовения вместо двух (хотя этот участок иконы является поздней вставкой, но использованные древние фрагменты показывают, что первоначальная композиция была приблизительно такой же).

1 J. Lafontaine-Dosogne. L’iconographie de l’Enfance de la Vierge dans l’Empire Byzantin et en Occident, I. Bruxelles, 1964, p. 93, 98.

Включение особого яруса «избранных святых» восходит, очевидно, к более старой традиции изображений на полях (ср. новгородские иконы XIII в., особенно «Спаса на престоле», с избранными святыми, кат. № 3). Ярусы избранных святых особенно часты в иконах Новгорода, Пскова и Севера, причем обычно с конца XIV в. и позже.

По многим иконографическим и композиционным признакам памятник близок к псковской иконе собрания с. 240
с. 241
¦
П. Д. Корина2 (илл. стр. 240): диагонально расположенное ложе, пространственно переданные «палаты», женские фигуры, сцена омовения младенца. В псковской иконе присутствует и верхний ярус: Спас с архангелами и святыми. Вероятно, в русском искусстве XIV в. была достаточно распространена традиция изображать праздничные сцены, в частности «Рождество Богоматери», в сочетании с ярусом избранных святых. Изображенные в иконе ГТГ святые принадлежат к числу наиболее популярных в новгородском искусстве. Эти персонажи, в числе других, представлены на полях «Спаса на престоле» (кат. № 3). О сочетании фигур Ильи и Николы см. там же.

Датировка и атрибуция.

В. К. Лаурина [1] датировала икону началом XIV в., а Н. Е. Мнева [2] — XIV в., без уточнения.

Лики в главной сцене, округлые, с крупными чертами, исполненные в широкой манере, могли бы дать основание отнести икону приблизительно ко второй трети XIV в. В системе письма есть некоторая общность с иконой «Чудо Георгия о змие» в ГТГ (кат. № 27). В частности, совпадает такая редкая деталь, как прием письма волос Георгия яркими цветными завитками. Но, вместе с тем, в типах уже есть некоторое сходство с персонажами миниатюр новгородских «Прологов» конца XIV в., а также иконы «Никола с житием» из бывшего собрания Н. И. Репникова в ГРМ (кат. № 35, ср. с клеймом «Рождество Николы»).

Лики «избранных святых», особенно Николы, напоминают образы XV в. К этому же времени тяготеют общие пропорции иконы: широкий ярус святых, который по своему значению в композиции почти равен главной сцене. По наблюдению О. А. Князевской, надписи также обладают признаками XV в. (Обращаясь к палеографии надписей, следует, однако, учесть, что буквы в данной иконе, как отмечалось, могут быть поновленными.) Архаизм иконы затрудняет ее точное определение, ввиду чего предлагается широкая датировка.

В каталоге ГТГ [2] произведение помещено в разделе «северных писем». Действительно, как стиль иконы, так и ее упрощенная иконография говорят о провинциальности памятника. Однако трудно сказать, создана ли икона в пределах новгородской провинции или в одной из мастерских самого Новгорода.

Выставки.

Литература.

  1. В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII — 70-х годов XIV века (канд. дисс.). Л., 1954, стр. 135–138, прим. 68 на стр. 214, 236.
  2. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 309. Библиография здесь приведена ошибочно.
  3. Выставка «Северные письма». Перечень произведений [ГТГ]. М., 1964, № 6.
  4.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова Л., 1974, № 21, илл. 12. с. 241
     
    ¦


Детали


A Женщины

B Димитрий Солунский и Николай Чудотворец

C Илия Пророк и Георгий

D Святая Анна

Литература