- клейма (4 из 16)
Школа или худ. центр: Новгород (?)
Конец XIV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-2119
См. в «Галерее»:
(илл. стр. 126, 368–371)
ГРМ, инв. држ 2119.
Конец XIV — начало XV в.
84 × 65.
Происхождение. Из собрания Н. И. Репникова. Поступила в ГРМ в 1946 г.
Раскрыта до поступления в ГРМ.
Доска, вероятно, липовая (оборот плотно закрашен коричневой масляной краской), из двух частей, с двумя торцовыми накладными шпонками на кованых гвоздях, со следами деревянных штырей. Средник в ковчеге. Паволока.
Сохранность. От первоначальной живописи сохранились лишь средник, пять сцен левого поля и часть прилегающего клейма на нижнем поле. Первоначальная живопись и грунт остальных клейм утрачены и заменены поздними (XVIII или XIX в.). На участках, где осталась древняя живопись, красочный слой потерт. Надписи в клеймах частично утрачены, некоторые буквы читаются с трудом, поскольку белила «угасли». Возможно, надпись средника несколько поновлена.
Описание.
В среднике, на золотом фоне — фигура Николы по пояс; правой рукой святой благословляет, на левой держит закрытое Евангелие с киноварным обрезом и темно-желтой крышкой, где изображены крупные камни, жемчуга и золотые накладки. Фелонь лилово-коричневая, с золотыми крестами; на складках голубые блики. Омофор белый, черные кресты на нем украшены золотыми ромбами. Под фелонью — зеленый хитон, видный у ворота и рукава.
Основной тон лика — темная охра слегка оливкового оттенка, с небольшими пятнами белильных бликов и малозаметной подрумянкой в тенях и на скулах. Черты лика обведены темными контурами. На прядях волос — длинные голубые мазки.
Золотой нимб отделен от фона прографлеными («канфаренными») точками. Золото нимба наложено и отполировано особым образом, по кругу, так что его блеск отличается от более тусклого мерцания фона. На фоне, по сторонам нимба — колончатая киноварная надпись, с элементами декоративной стилизации букв:
Каждая колонка надписи заканчивается внизу фигурным значком, напоминающим «лежащую» букву «С» с росчерками.
Вокруг средника — шестнадцать клейм со сценами жития:
Клеймо 1. Рождество Николы.
Клеймо 2. Крещение (Никола-младенец изображен стоящим в купели, что придает сцене сходство с «Чудом в купели»; см. об этом сюжете кат. № 13, клеймо 1).
Клеймо 3. Приведение во учение.
Клеймо 4. Поставление в диаконы.
Клеймо 5. Поставление в иереи.
Клеймо 6. Поставление в епископы.
Клеймо 7. Посечение древа.
Клеймо 8. Никола отдает ковер жене старца.
Клеймо 9. Никола покупает ковер у старца.
Клеймо 10. Избавление «трех мужей» от меча.
Клеймо 11. Явление Николы «трем мужам» в темнице.
Клеймо 12. Явление Николы царю Константину во сне.
Клеймо 13. Спасение Димитрия.
Клейма 14–15. Избавление Василия от сарацин и возвращение его к родителям.
Клеймо 16. Преставление Николы.
Сохранившиеся клейма: «Рождество Николы» (клеймо 1), «Посечение древа» (клеймо 7), «Никола отдает ковер жене старца» (клеймо 8), «Никола покупает ковер у старца» (клеймо 9), «Спасение Димитрия» (клеймо 13) и часть сцены «Избавление Василия от сарацин» (клеймо 14).
Архитектурные кулисы в этих сценах — палаты по сторонам и низкая зубчатая стена между ними. Фоны чередующиеся — красные и зеленые. Одежды и палаты тех же цветов, с добавлением коричневого, кирпичного и санкирного (оливкового). Драпировки очерчены темными описями (иногда — как штрихами пера с нажимом) и отмечены незначительными белильными бликами. На коричневом ковре, по древней традиции, сделаны киноварные «света». На покрывале роженицы и некоторых одеждах — белильный орнамент в виде трех точек. Лики написаны желтой охрой, с крупными
Сохранившиеся надписи в раскрытых клеймах исполнены белилами, уставом.
В клейме 1:
В клейме 8:
В клейме 9:
В клейме 13:
Интервалы между словами или отсутствуют, или отмечены точкой на середине высоты строки.
Грунт положен очень тонким слоем, особенно в среднике. Красочный слой тонкий и местами прозрачный, так что виден первоначальный рисунок.
Иконография.
Центральное изображение традиционно: поясная фигура благословляющего Николы с закрытым Евангелием. Ср. кат. № 1, 5, 9, 12, 29, 30, 34, 36. О сюжетах клейм см. кат. № 9, 13, 34. Следует отметить нарушения в последовательности расположения сцен по сравнению с житием. Возможно, это показатель «простонародного» характера произведения: сцены, издавна знакомые местному искусству и привычно сопровождающие изображение Николы, не соотнесены с литературной и иконной традицией. В провинциальных житийных иконах Николы первой половины XIV в. (кат. № 9, 13) клейма размещены более упрядоченно.
Датировка и атрибуция.
В стиле «Николы» (см. стр. 126–128), в технике живописи и в способе обработки иконной доски много архаических признаков: полированное золото нимба, характер колорита, манера наложения бликов, торцовые накладные шпонки вместо тыльных врезных. Видимо, на этом основании икону было принято относить к весьма раннему времени: к XIII в. (Н. Г. Порфиридов [1], подпись под илл.), началу XIV в. (В. К. Лаурина [2]), или определять время ее создания широким периодом — XIV в. (В. К. Лаурина [3]). В каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [4] памятник отнесен ко второй половине XIV в.
Правомерно, однако, датировать произведение более поздним временем: рубежом XIV и XV вв. Характером живописи, контурным рисунком драпировок, мелкими, бегло нарисованными чертами ликов клейма «Николы» напоминают некоторые сцены в иконе XV в. «Земная жизнь Христа» (Новгородский музей)1. Не исключено, что «Никола» написан уже в XV в. (отдельные его элементы вызывают в памяти тот особый вид эскизных штриховых рисунков, который встречается в разных видах русского искусства в XV в., в частности в миниатюрах Радзивилловской летописи).
1 «Живопись древнего Новгорода и его земель» [4], № 42.
Основание для поздней датировки дает определенное сходство изображения в среднике с образами Николы XV в.: ср.
От большинства новгородских икон конца XIV и XV в. «Никола» отличается как своим архаизмом, так и близостью манеры исполнения клейм к книжной миниатюре. Стилистическую параллель этой иконе составляют
а среди миниатюр —
Выставки.
Литература.