Наверх (Ctrl ↑)

Апостол Петр

Апостол Петр
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIV в.

41 × 30 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2898

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Смирнова 1976 

 
с. 247
¦
32. Апостол Петр, из деисусного чина
(илл. стр. 358)

ГРМ, инв. држ 2898.
Конец XIV–XV в.
41 × 30.

Происхождение. Из Никольской церкви в с. Вегорукса, Медвежегорского района Карельской АССР (Заонежский полуостров). Вегорукса — одно из древнейших поселений на Заонежском полуострове. Входила в территорию Спасского Кижского погоста. Принадлежала в XV в. новгородскому боярину Федору Остафьевичу Глухову. Ныне существующее здание церкви датируется XVII–XVIII вв.1 Икона вывезена экспедицией ГРМ в 1959 г.

1 О селе см.: «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.» Л., 1930, стр. 126; М. В. Витов. География боярщин на новгородском Севере в XV в. — «Славяне и Русь». К шестидесятилетию академика Бориса Александровича Рыбакова. М., 1968, стр. 266–278.

Раскрыта в ГРМ в 1959 г. С. Ф. Коненковым.

Доска липовая цельная с одной несквозной шпонкой посредине. Ковчег. Паволока не видна. Слой грунта тонкий и неровный.

Сохранность. При расчистке иконы не были удалены частичные поновления, сделанные по старым контурам.

Надпись прописана по первоначальным очертаниям, местами проглядывающим. Фон прокрыт охрой, близкой по цвету к оригиналу. Нимб поновлен лимонно-желтой краской. Возможно, тени в складках тоже усилены при поновлении. Поля опилены. Трещины по расколу доски.

Описание.

Фигура по пояс, в трехчетвертном повороте. Петр правой рукой благословляет, в левой держит ключи и разворачивающийся свиток с надписью.

Гиматий желтый, с белильными бликами и красно-коричневыми тенями вдоль складок. Хитон тускло-зеленый. Лик и руки написаны по зеленоватому санкирю мазками желтой охры, с подрумянкой, притенениями и  с. 247
с. 248
¦
длинными белильными бликами. Волосы исполнены серо-санкирными и белыми линиями. Черты лика и пряди волос подчеркнуты черными контурами.

Фон розово-желтый. Нимб первоначально был в цвет фона, с красно-коричневой обводкой. Рамка по лузге красно-коричневая. Надписи уставом, черной краской. На фоне:

На свитке:

Краски грубо тертые, зернистые, немногих оттенков: желтая, зеленая, красно-коричневая, белила и черная.

Иконография.

Икона происходит, по-видимому, из небольшого поясного деисусного чина, украшавшего сельскую церковь или часовню. О поясных «Деисусах» см. кат. № 23, 31.

Изображения Петра с развернутым свитком встречаются чаще всего в позднепалеологовское время:

Сходно в этих иконах и расположение драпировок, причем наибольшую близость издаваемое произведение обнаруживает к синайской иконе. Другая особенность — благословляющий жест правой руки — находит точное соответствие в том же синайском памятнике. Очевидно, икона из Вегоруксы представляет отдаленную реплику позднепалеологовского образца. Оба признака — развернутый свиток и жест руки — присутствуют также в иконе Петра из семифигурного деисусного чина в ГРМ из собрания Н. П. Лихачева (кат. № 31). Этот тип изображения апостола Петра, сосуществуя с другими иконографическими вариантами, сохраняется и в более позднее время:

2 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 329, илл. 246 (надпись на свитке поздняя).

3 «L'art byzantin — art européen». Athènes, 1964, № 228.

4 V. Lazarev. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967, p. 419 (n. 104).

5 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï; I. Athènes, 1956, fig. 224; II. Athènes, 1958, p. 197; V. Lazarev. Op. cit., p. 421 (n. 104).

6 S. Radojčić. Icones de Serbie et de Macédoine. Belgrade, 1962, № 72.

7 A. Papageorgiou. Icons of Cyprus. Paris — Geneva — Munich, 1969, p. 84.

Датировка и атрибуция.

Икона датировалась по-разному: серединой или второй половиной XIV в. (Э. С. Смирнова [3]), второй половиной XIV в. (каталог выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [8]), концом XIV в. (Г. И. Вздорнов [6]), XV в. (каталог выставки «Живопись древней Карелии» [4]). Наиболее правильно отнести памятник к концу XIV или даже к XV в. Об этом говорят как позднее возникновение иконографического типа, так и стилистические признаки: небольшая голова и крупный, расширяющийся книзу торс; дробный рисунок складок гиматия внизу; мягкое выражение лика. Хотя «Апостол Петр» близок по иконографии к одноименной иконе семифигурного деисусного чина из бывшего собрания Н. П. Лихачева в ГРМ (кат. № 31; совпадает и начертание надписи), стиль иконы из Вегоруксы отражает позднюю стадию развития.

Можно предположить, что икона создана в одной из северных мастерских.

Выставки.

Литература.

  1. Э. С. Смирнова, И. Н. Паньшина. Экспедиция в Карельскую АССР. — «Сообщения ГРМ», вып. VII. Л., 1961, стр. 67.
  2. «Древнерусское искусство. Выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства». Каталог». Л.–М., 1966, стр. 10, 18, илл. 2.
  3.  Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М., 1967, стр. 27–29, 109, илл. 1, цветная вклейка между стр. 32 и 33.
  4.  «Живопись древней Карелии. Из собраний Музея изобразительных искусств Карельской АССР, Государственного Русского Музея и музея «Кижи». Каталог». М., 1968 (без пагинации).
  5.  Л. В. Бетин. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов. — «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв.» M., 1970, стр. 45 (прим. 22).
  6. Г. И. Вздорнов. Живопись. — «Очерки русской культуры XIII–XV веков», 2. Духовная культура. М., 1970, стр. 319.
  7. М. В. Алпатов. Сокровища русского искусства XI–XVI веков. Живопись. Л., 1971, стр. 275, табл. 42.
  8.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, стр. 14, № 22, илл. 13. с. 249
     
    ¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 241 
¦
44. Апостол Петр

Конец XIV века. 41×30. Русский музей, Ленинград [2898].

Из села Вегорукса на Заонежском полуострове, входившем в состав Обонежской пятины Новгородской земли. Сохранность хорошая. Несколько приглушенный, мутноватый колорит, отсутствие паволоки, грубо обработанная доска указывают на местное, северное происхождение иконы. Ее ближайшая стилистическая аналогия — икона апостола Петра из краснофонного чина XIV века в Русском музее (Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас, ч. I, Спб., 1906, табл. CIII, CIV; [Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века, каталог, № 31, ил. на с. 356], где мы находим такую же упрощенную трактовку волос и складок одеяния. Один из самых ранних памятников деисусного чина, где полуфигуры обращены к центру.  с. 241 
  
¦

Литература