Наверх (Ctrl ↑)

Успение

Успение
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Псков

XIII в.

135 × 100 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28764

В ГТГ поступила в 1938 г. из Псковского музея.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 183
¦
141. Успение.

XIII век. Псковская школа.

В центре композиции Христос, держащий на руках душу Богоматери, стоит на фоне синей в два тона, заостренной вверху славы. Славу обрамляют восемь ангелов, закрытые ее внешним контуром по грудь или до шеи. Ложе Богоматери темно-коричневое с белым покрывалом, орнаментированным пересекающимися в клетку киноварными линиями и украшенным желтой каймой с коричневым стилизованным растительным орнаментом. По сторонам ложа предстоят апостолы и два святителя (слева). Выше, над группами предстоящих, — условное изображение окон зданий, в которых видны женщины (по одной с каждой стороны)1. Перед ложем изображен кувшинообразный сосуд, стоящий в чаше. В фигурах не соблюдено единство пропорций. Красочная гамма темная, построенная на сочетании синих, коричневых, оливковых, желтых и коричневато-розовых тонов. Вохрение коричневое, сплошной заливкой по оливковому санкирю. Фон темный, серовато-зеленый (потемневшее олово), поля ярко-желтые, лузга киноварная. На светло-желтом поземе красноватый орнамент побегами. с. 183
с. 184
¦

1 В композиции Успение на фресках середины XII в. в Спас-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове женщины также изображены в окнах зданий («История русского искусства», т. 2, М., АН СССР, 1954, рис. на стр. 346).

Доска сосновая, с обратной стороны проклеена паволокой и залевкашена. На верхнем и нижнем торцах железные полосы на кованых гвоздях. На нижнем торце следы от деревянных гвоздей древних шпонок.

Паволока крупнозернистая. Левкас, яичная темпера. 135 × 100.

Из церкви Успения на Пароменье в Пскове, построенной в 1444 году.

Раскрыта И. А. Барановым в 1949 году.

Поступила из Псковского музея в 1938 году. [28764] с. 184
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 323 
¦
67. Успение

XIII век. 135×100. Третьяковская галерея, Москва [28764].

Из церкви Успения на Пароменье в Пскове, построенной в 1444 году. Очевидно, данная икона попала сюда из старого сгоревшего либо разрушенного храма. Сохранность плохая. Много тщательно затонированных утрат верхнего красочного слоя и олова фона. Лучше всего сохранились головы Христа, Богоматери и апостолов слева. На переднем плане стоящий в круглом сосуде подсвечник с горящей свечой. Одна из самых примитивных по стилю древнерусских икон, свидетельствующая о существовании в ранней псковской живописи таких течений, которые во многом перекликаются с восточнохристианским искусством. Аналогичные течения были и в Новгороде (Вздорнов Г. И. Миниатюра из Евангелия попа Домки и черты восточнохристианского искусства в новгородской живописи XI–XII веков. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, с. 201–222).  с. 323 
  
¦

Детали


A Апостолы у изголовья ложа Богоматери

Литература