Наверх (Ctrl ↑)

Спас на престоле

Спас на престоле
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)
Школа или худ. центр: Новгород; Москва

Конец XIV — XVII в. [конец XIV — начало XV в. (Новгород); 1698 г. (Москва, Кирилл Уланов)]

180 × 148.5 см

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. Ж-134; 965 соб.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 181
¦
1. Спас на престоле
(стр. 27–30; илл. стр. 29, 185, 381)
Гос. Музеи Московского Кремля, инв. Ж 134 (965 соб.).
Голова Спаса и фрагмент престола — конец XIV — начало XV в.
Остальное изображение — 1698 г., мастер Кирилл Уланов (с реставрационными поновлениями XIX в.).
180 × 148.

Происхождение. Из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Икона располагалась в центральной части иконостаса, к северу от царских врат, между непосредственно соседствовавшей с вратами «Богоматерью Владимирской» (сейчас в ГТГ) и «Богоматерью с младенцем» (на обороте которой — «Георгий» XI — начала XII в.). Вероятно, икона попала в собор из Новгорода в XVI в.

Раскрытие. Реставрировалась в 1852 г. (?) Н. И. Подключниковым (надпись в нижней части иконы, см. «Описание»), а в 1934–1935 гг. раскрыта В. О. Кириковым (правая половина иконы) и Н. А. Барановым (левая половина)1 (в основном до слоя 1698 г.).

1 Гос. Музеи Московского Кремля, научный архив, ф. 20, д. 1934/20, л. 42; д. 1935/11, лл. 36, 37, 39, фото лл. 75–79.

Доска первоначальная, липовая (?) из четырех частей, с двумя торцовыми шпонками и следами тыльных накладных шпонок. В настоящее время части доски скреплены врезными деревянными карасями и металлическими накладными планками. Оборот доски окрашен коричневой краской. Глубокий ковчег. Паволока.

Сохранность. От первоначальной живописи сохранилось изображение головы и шеи Спаса, по вырез хитона, а также фрагмент престола с орнаментом, слева внизу. Неясно, является ли золото нимба (теплого оттенка, отличающееся от золота фона) первоначальным. На всей остальной поверхности иконы живопись поздняя, однако исполненная «по старым контурам».

Фигура и трон Христа исполнены в 1698 г., а овальное двухступенчатое подножие и подушка на нем — в 1852 г. (?).

На лике Спаса красочный слой потерт, мелкие вставки левкаса на правой щеке, на пряди волос, по вырезу хитона. Контуры волос, бровей, глаз, носа дополнены или усилены при реставрации. В теневых местах по потертому авторскому слою дописана подрумянка. Первоначальное вохрение сохранилось на лбу, скулах и небольшой фрагмент на шее. Черты лика прографлены при поновлении. На хитоне и на правой руке Спаса в утратах просматривается древний живописный слой. Складки хитона и гиматия прографлены. Первоначальный орнамент трона под потемневшей олифой.

Золото фона подлинное.

В характеристике сохранности иконы использованы консультации реставратора С. И. Голубева и данные научной карточки Е. Я. Осташенко.

Описание.

Композиция вписана в широкую, почти квадратную доску. Христос восседает на престоле с прямой широкой спинкой, изображенной фронтально. На седалище красная подушка, под ногами ступенчатое подножие и зеленая подушка.

Спас облачен в золотой хитон с розовыми тенями, в зеленый гиматий с золотым ассистом. Правой рукой он благословляет раскрытое Евангелие, левой придерживает его на колене. На Евангелии, на золотых страницах, пространный текст вязью: «От Матфеа. Зач[ало] 20. Рече гдь не судите да не судими будете...» (ср. Матфей, 7, 1 и след.; но здесь текст из Евангельских чтений). Древний лик Спаса исполнен по зеленоватому санкирю, который виден в тенях широкими участками. Рельеф передан постепенным наложением очень светлой розоватой охры, положенной пастозно, ее отдельные длинные мазки в освещенных местах — на лбу, скулах — сливаются в единое пятно. Блики света даны параллельными мазками. На щеках подрумянка коричневатого оттенка. Губы ярко-красные. Контуры черт лика и брови — коричневые. Верхние веки переданы черными линиями. Радужные оболочки глаз — коричневые, зрачки черные.

Волосы написаны черными линиями по ровному коричневому общему тону. Граница между ликом и волосами обозначена широким черным контуром.

Белильными линиями подчеркнуты подглазные тени, гребень носа слева, кончик носа.

Слева внизу была написана фигура коленопреклоненного, припадающего Варлаама Хутынского, в монашеском облачении2. Эта фигура была сохранена при поновлении иконы в 1698 и 1852 гг. (?), но удалена при раскрытии в 1934–1935 гг. На месте удаленной фигуры сохранилась первоначальная живопись — орнамент коричневой краской по золоту, в виде крупных клеток, в каждую из которых вписаны узоры разного рисунка. Внизу на зеленой ступени подножия две надписи. Одна из них, верхняя, — черной краской:

2 См.: Гос. Оружейная палата, Архив, Отдел памятников Кремля, негатив № 956 (декабрь 1934 г.). Фото до реставрации не дает возможности определить время написания фигуры Варлаама. См. о ней также в разделе «Датировка и атрибуция».

В надписи сообщается о поновлении иконы в 7206 [1698] г. Кириллом Улановым, который, как известно, был жалованным иконописцем Оружейной палаты3. Ниже располагается другая надпись, желтой краской с красными инициалами: с. 181
с. 182
¦

Надпись сообщает о том, что в 1852 г. (?) по благословению митрополита Филарета с иконы Спаса были удалены поновления — с лика четыре слоя, а с остальной поверхности иконы — три слоя, и тем самым открыт ее подлинный вид.

Иконография.

Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Однако в иконографии данной иконы есть ряд специфических особенностей. Поскольку имеются основания считать, что поновители позднего времени повторили первоначальную композицию, эти особенности следует учесть.

Иконографические детали иконы в той или иной степени указывают на Новгород, как на место ее происхождения. Общая схема — Спас, восседающий на престоле и правой рукой касающийся раскрытого Евангелия, — восходит к древней иконе, так называемому «Спасу царя Мануила», или «Спасу Златая риза», которая хранилась в Софийском соборе в Новгороде и которой в XVI в. была посвящена основанная на легенде повесть «О чюдном видении Спасова образа како явися благоверному царю греческому Мануилу, еже он же написа»4. В 1561 г. икона «Спас Златая риза» была увезена в Москву5 и до настоящего времени хранится в Успенском соборе (илл. стр. 182). В 1699 г. эта икона была поновлена Кириллом Улановым6. В Новгороде находится несколько копий-реплик с этой иконы: одна из копий была послана туда из Москвы в 1572 г. взамен увезенного оригинала7. Судя по композиции и рисунку складок в дошедших до нас поновлениях и копиях, древняя икона была создана в XI–XII вв. Размеры ее совпадают с размерами иконы XI в. из Софийского собора «Петр и Павел»8. Согласно тексту вышеупомянутой Повести, икона находилась в Софийском соборе «на столпе на правом клиросе»9: возможно, это местоположение осталось за ней с древних времен. «Спас царя Мануила» был популярен на Руси, имеются реплики этой иконы и сделанные с нее прориси10.

4  В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов. Новгородская легенда о Мануиле, царе греческом. — «Византийский временник», 32. М., 1971, с. 85–103, рис. 1, о дате Повести — с. 93. Ср.: Т. В. Толстая. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1979, с. 36, 39.

6 В. Г. Брюсова полагает, что в иконе сохранились фрагменты живописи XIV в. См.: В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 97.

7

О поздних копиях и репликах «Спаса царя Мануила» в Новгороде см.:

В Новгородском музее, помимо присланной из Москвы копии в Софийском соборе, хранится еще одна икона такого же извода (сообщение Э. А. Гордиенко). Архим. Макарий называет еще три реплики этой иконы в новгородских храмах: в Знаменском соборе, в церкви Иоанна на Опоках, в Вяжищском монастыре (Макарий [1860], 2, с. 115, прим. 208).

9 В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 102.

10 Копия «Спаса царя Мануила» работы Симона Ушакова 1659 г. была в Благовещенском соборе в Киржаче ( Н. П. Кондаков. Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905, с. 79). С иконы «Спас царя Мануила» делались и прориси. Две из них — филимоновская и из Сийского подлинника — воспроизведены там же, рис. 6, 11.

Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.

Подобные изображения Христа, с рукой, указывающей на раскрытое Евангелие, встречаются, хотя и очень редко, в византийском искусстве. Этот извод всегда подчеркивает учительную роль Спаса11, причем по сторонам фигуры Христа, как правило, изображаются апостолы. Таковы рельефы саркофага IV — начала V в. из Ташкасапа в Археологическом музее в Стамбуле12; в послеиконоборческое время в ватиканском Менологии Василия II под 1 сентября (Лука, 4, 16–22) представлен между апостолами Христос в рост, указывающий на раскрытую в его руках книгу пророка (Исаия, 61, 1–2)13.

11
  • «Reallexikon zur byzantinischen Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I–III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978 [1964], 1, Sp. 966–1047, insbes. 997, 1016, 1024, 1038 (K. Wessel);
  • ср. также: C. Capizzi. Παντοϰρατορ. Saggio d’esegesi letterarioiconografica. Romae, 1964.

12 A. Grabar. Sculptures byzantines de Constantinople (IV-e — XV-e siècle). Paris, 1963, p. 36–37, pl. IX–1.

13
  • «Il Menologio di Basilio II (Cod. Vaticano greco 1613) («Codices e Vaticanis solecti phototypice exprcssi», VIII.) Torino, 1907, p. 1;
  • K. Weitzmann. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago — London, 1971, fig. 257, p. 265–266.

По расшифровке П. Мийовича, на миниатюре изображено, как «Иисус Христос читает и толкует еврейским мудрецам книгу Исаии» (см.: П. Мийович. Грузинские менологии с XI по XIV век. — «Зограф», 8. Београд, 1977, с. 21–22).

Этот жест встречается и в изображениях пророков с. 182
с. 183
¦
и апостолов, где он также подчеркивает их учительную, проповедническую роль. В западной части Софийского собора в Киеве, на северной стене представлен пророк, таким жестом указующий на свой развернутый свиток14. В росписи конца XII в. в Дмитриевском соборе во Владимире так указывают на раскрытое Евангелие апостолы Матфей и Лука (один на южном, другой на северном склоне свода)15.

Фигуры апостолов, фланкировавшие в византийском искусстве изображение Христа описываемого извода, подчеркивали учительную роль Христа. По отношению к «Спасу царя Мануила» этот момент был выявлен двояко. С одной стороны, парной к «Спасу» была в Софийском соборе икона «Петр и Павел», с изображением двух верховных апостолов. С другой стороны, есть основания полагать, что на окладе иконы Спаса были изображения апостолов: на копии «Спаса царя Мануила», находящейся в иконостасе новгородского Софийского собора, изображены на верхнем поле — «Деисус», на боковых — двенадцать апостолов, внизу — пророки. Закономерно, что идея проповеди, просвещения акцентирована именно в «Спасе царя Мануила» и «Петре и Павле» — древнейших иконах новгородского Софийского собора, которые были одними из первых произведений, украшавших его интерьер.

Следующая по времени возникновения за «Спасом царя Мануила» икона близкого извода тоже дошла до нас переписанной, не сохранившей или почти не сохранившей древней живописи. Это «Спас на престоле» в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Согласно поздней надписи, она написана рукою некоего Михаила в 1337 г., при Иване Калите, и подарена новгородскому архиепископу Моисею, поставленному в свое время в архиепископы московским митрополитом Петром16. Таким образом, если доверять надписи, икона Благовещенского собора была написана в Москве, но послана в Новгород. Огромный, пространственно переданный престол, асимметрия и ракурс фигуры делают вполне вероятным возникновение этой композиции в первой половине XIV в., в русле палеологовского искусства. В иконе варьируется иконография «Спаса царя Мануила», но изменен стиль композиции (она стала пространственной), форма трона и ряд деталей; в частности, Христос не указывает пальцем на текст Евангелия, а как бы благословляет его (илл. стр. 183).

Этот извод получил большую популярность на Руси начиная с XVI в.

Среди памятников XVII в. укажем

17 «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, с. 68.

18 М. М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974, с. 65.

19
  • «An Exhibition of Icons». Catalogue. Introduction by D. Talbot Rice. Chester — York — Edinburgh — London. The Exhibition is prepared and presented by the Temple Gallery. London, 1968, № 38;
  • «Ikonen. 13. bis 19. Jahrhundert». Haus der Kunst München. München, 1969, № 211.

20 Е. И. Силин, Н. А. Реформатская, Н. Е. Мнева. Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. [Сост. в 1925 г.]. ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 25.

22 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, с. 169–170 (№ 318). В этой иконе сочетаются приметы «Спаса царя Мануила» и иконы из Благовещенского собора.

Небольшая иконка этого извода, с припадающим святителем или преподобным, хранилась среди утвари из кельи архиепископа Иоанна-Ильи в Софийском соборе23. Отметим популярность извода в Новгороде: видимо, содержание надписи на иконе Благовещенского собора о предназначенности иконы для Новгорода соответствует действительности. Возможно, икона была послана в Новгород, а в XVI в. вместе со многими иными чтимыми памятниками Новгорода была увезена в Москву, где стала образцом для многочисленных «пядниц».

23 Снимок В. Н. Максимова, 1909 г., Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0.376, № 497.

Третья по времени икона сходного извода — издаваемый памятник из Успенского собора. Особенности иконографии: широкая, почти квадратная доска с узкими полями; трон с прямой спинкой (как в «Спасе царя Мануила»), но очень широкий и разукрашенный; фигура Христа относительно невелика; поза как в иконе Благовещенского собора, однако ракурс менее резок; правой рукой Христос как бы благословляет Евангелие. Таким образом, черты обеих более ранних прославленных икон здесь сочетаются.

В Успенском соборе хранится еще одна — четвертая — икона «Спас на престоле», которую нередко путали с издаваемым «Спасом». Она, по преданию, написана или заказана митрополитом Киприаном, находилась во Владимире, откуда привезена в Москву в 1518 г. при митрополите Варлааме; в Москве икона была поновлена, украшена окладом и в 1520 г. установлена в Успенском соборе Московского Кремля. В 1700 г. живопись переписана Георгием Терентьевым Зиновьевым24. Доска этой иконы — древняя, византийского с. 184
с. 185
¦
типа, с широкими полями и глубоким ковчегом; на полях пространная надпись с текстом молитвы Киприана и подробной «летописью» иконы; у ног Спаса изображен припадающий митрополит Киприан.

24 История иконы изложена в надписи на полях, повторяющей, видимо, более ранний текст. Надпись, в свою очередь, приведена в Описи Успенского собора 1701 г. См.:

Датировка и атрибуция.

Икона не исследована, в литературе имеются лишь упоминания о ней. В древних описях Успенского собора (изданы в 1876 г.), как и в ранних описаниях собора (например, А. Г. Левшин [1783]), отмечается серебряный оклад иконы, ныне не существующий. Начиная с И. М. Снегирева [1856] и Д. А. Ровинского ([1856], [1903]) икона приписывается «новгородскому письму». Г. Истомин [1888] сообщает легенду о привозе иконы из Новгорода при Василии III и московском митрополите Варлааме, который сам приписал фигуру своего патрона Варлаама Хутынского. В основе этой легенды — явная путаница двух «Спасов на престоле» Успенского собора — с припадающим Киприаном (привезен из Владимира при московском митрополите Варлааме в 1518 г.) и с припадающим Варлаамом Хутынским (привезен, как мы предполагаем, из Новгорода в XVI в.). Такая же путаница — в альбоме «Большой Успенский собор в Москве» [1896]. В. Г. Брюсова и Я. Н. Щапов [1971] указывают время привоза «Спаса» с Варлаамом Хутынским — 1511–1512 гг., не ссылаясь на источник.

В пользу новгородского происхождения «Спаса на престоле» говорит прежде всего его иконографический извод, восходящий к «Спасу царя Мануила» из Софийского собора (см. выше, раздел «Иконография»). Важным доказательством является и то обстоятельство, что на иконе у ног Спаса было написано изображение Варлаама Хутынского, новгородского святого. Поскольку после удаления этой фигуры при реставрации под ней открылся очень тщательно исполненный орнамент престола, возникают сомнения в том, что фигура Варлаама была на иконе первоначально. Но даже если фигура Варлаама была исполнена позже первоначальной живописи, не в Новгороде, а уже в Москве, то это было сделано, вероятно, как бы в память о привозе иконы из Новгорода.

Фигура Варлаама уже существовала в начале XVII в., поскольку упомянута соборной описью этого времени: «Образ Спасов на престоле обложен серебром, а у ножек у него преподобный Варлаам Хутынский...»25. Любопытно, что изображениям на иконе соответствуют святыни новгородского Хутынского монастыря: главная церковь там была Спасской (правда, Спаса Преображения), чтимым святым — Варлаам, который был, по преданию, его основателем. В этом монастыре, в церкви Григория Армянского, хранилась икона с изображением Варлаама Хутынского в молении перед Спасом26.

Есть еще одна икона с изображением новгородского святого перед Спасом: «Спас на престоле» с  с. 185
с. 186
¦
припадающим архиепископом Евфимием, XVI в., в Успенском соборе Московского Кремля27. В изображении Спаса положение фигуры — как в «Спасе царя Мануила», престол — как в изучаемой иконе, а рука — не указывающая на Евангелие, а благословляющая, т. е. обычного извода (илл. стр. 184).

Помимо иконографии «Спаса на престоле» позволяет связать с новгородским искусством то, что орнамент престола Спаса похож на орнамент престола Богоматери в новгородском «Благовещении» с Феодором Тироном, последней четверти XVI в., в Новгородском музее28, но исполнен он несколько суше, что, вероятно, свидетельствует о немного более позднем времени создания «Спаса на престоле» (илл. стр. 185). Отдельные мотивы орнамента встречаются в новгородских иконах развитого XV и XVI в.: на нимбе «Спаса на престоле» из деисусного чина церкви в Гавриковом переулке (ГТГ, кат. № 32), на нимбе младенца в «Богоматери Грузинской» XVI в. из собрания Мараевых (ГРМ)29.

Когда «Спас на престоле» попал из Новгорода в Москву? Скорее всего, это произошло в XVI в., когда в Москву были вывезены многие древние новгородские произведения (подробнее о вывозах см. кат. № 5, «Датировка и атрибуция»). Предположение косвенно подтверждается тем, что именно в XVI в. появляются многочисленные реплики со всех трех новгородских «Спасов на престоле», оказавшихся в Московском Кремле: со «Спаса царя Мануила», «Спаса» из Благовещенского собора и «Спаса» с Варлаамом Хутынским — издаваемого.

Лик Спаса по типу, колориту, живописным приемам близок к ликам в новгородских иконах последней четверти XIV в, — «Борисе и Глебе» на конях (Новгородский музей) и особенно в «Благовещении» с Феодором Тироном. Обобщенность контуров и смягченное выражение лика позволяют предположить несколько более позднее время создания «Спаса на престоле» — конец XIV — начало XV в.

Таким образом, издаваемый «Спас на престоле» восходит к очень древней иконографической традиции, имеющей византийские истоки, укоренившейся в Новгороде уже в XI в. и отразившей важную для ранней новгородской культуры идею проповеди евангельского учения. Икона московского Успенского собора является новым свидетельством отражения древних местных традиций в новгородской культуре XIV — начала XV в.

Литература.


Детали


A Орнамент престола Христа

B Лик Спаса

Литература