Наверх (Ctrl ↑)

Сошествие во ад с избранными святыми

Сошествие во ад с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Псков

Конец XV — начало XVI вв.

157 × 92 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 3140

Происходит из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала из какого-то более древнего храма.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Лазарев 2000/1 

  
 с. 325 
¦
82. Сошествие во ад с избранными святыми

Конец XV — начало XVI века. 157×92. Русский музей, Ленинград [вх 3140].

Из Троицкого собора в городе Острове Псковской области. Сохранность хорошая. Утраты грунта на верхнем и нижнем полях. В числе избранных святых представлены Екатерина, Анастасия, мученик Фотий, Никола, Василий Великий, Иоанн (в святительских одеждах), Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученик Никита, Варвара и Параскева. Как и на иконе «Сошествия во ад» XIV века, отдельные части фигур захватывают поля, что говорит о свободном понимании композиции.  с. 325 
  
¦

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 270
¦
96. Сошествие во ад, с избранными святыми

Первая половина XVI века. Псков
Дерево, темпера. 156,2 × 92,3
Вывезена экспедицией Русского музея. Обнаружена в 1958 г. в Троицком соборе (1790) города Острова Псковской области
ГРМ, инв. ДРЖ 3140

Небольшие вставки левкаса с новой живописью имеются на гиматии Христа, нимбах пророков и на нижнем поле.

Воскресение Христа — важнейшее событие евангельской истории, в котором находит завершение Домостроительство воплощенного Логоса. Афанасий Великий (IV в.), истолковывая смысл крестной смерти и воскресения Христа, говорит, что «Бог родился для того, чтобы умереть», т.е., смыв своей кровью первородный грех, плотью, воспринятой от Адама, сойти во ад и освободить его и все человечество от уз смерти. Здесь акт спасения человечества и отворения вновь для него дверей в рай зеркально подобен акту создания его Божественной Премудростью в дни творения мира.

Источниками для иконографии послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима, сочинения Епифания Кипрского, творения отцов Церкви, богослужебные тексты, псалмы и пророчества Ветхого Завета. Согласно текстам, Христос после своей смерти сходит в преисподнюю, повергает сатану, спасает праведников и выводит их из сени смертной. Иконы с изображением Сошествия во ад — Воскресения акцентировали не только идею торжества Христа-Победителя над адом, не только радость его воскресения, но, как это показывает псковский памятник, раскрывали смысл догмата о воплощенном Логосе, его искупительной жертве и новом творческом акте Премудрости Божией. Сошествие во ад толковалось и как исполнение ветхозаветных пророчеств, видений о грядущем приходе обетованного Мессии — Спасителя, победителя всех врагов Царствия Божия, и как прообраз победы Христа над апокалиптическим зверем: он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему — «Слово Божие» (Откр. 19 : 13).

Христос, изображенный в красно-золотых одеждах, является смысловым центром рассматриваемой композиции. Это крайне редкая иконографическая особенность. Красные одежды здесь прежде всего — символ мученической смерти Христа, его крови, пролитой во искупление всего человечества. Образ славы и триумфа Христа как победителя смерти и ада сочетается здесь с темой его искупительной жертвы. Одежды Христа, в которых переплелась символика жизни и смерти, придают псковской иконе подчеркнуто литургический смысл. Он уподобляется ветхозаветному пасхальному агнцу, принесенному в жертву Богу во время Исхода народа избранного из Египта. Основной идеей службы Великой субботы, на которой воспоминается сошествие Иисуса во ад, является смена Пасхи Ветхого Завета Пасхой новозаветной. Христос — новый Моисей, Египет — это ад, а народ избранный — окружающие Христа праведники.

Киноварные одежды Христа на иконе могли уподобляться и ветхозаветному образу двери, отмеченной кровью, знак которой ограждал верных от кары Божией, они же указывают верующим на врата спасения, ведущие в Дом Небесный: «Вот врата Господа, праведные войдут в них» (Пс. 117 : 20). Христос в порывистом движении, распростерший Себя для принятия многих, есть Дверь, через которую входят, приобщаясь иному миру все праведники: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10 : 9).

По сторонам от Христа коленопреклоненные фигуры поднимающихся из гробов Адама и Евы, которых Он, держа за руки, выводит из смертной сени. Согласно тексту Никодимова Евангелия, Иисус берет Адама за руку, тот припадает к нему со словами благодарения. Зеленые земные одежды Адама — символ спасения и обновления: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15 : 22). По другую сторону Христа в сходной с Адамом позе — Ева, виновница грехопадения, в алом мафории, повторяющем цвет кровавой одежды Спасителя. Горячий, но не обжигающий цвет становится образом жизни, животворной силы, воскрешающей человека. Красные ризы как символ не только пасхальной жертвы, но и образ Божественной любви Искупителя к роду человеческому.

Такие одежды надевали священники во время пасхальной литургии и служили в них всю Светлую седмицу. Праздничные радостные цвета одежд праведников передают ликование мира, освобожденного Христом-Премудростью из уз рабства: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и ни единого мертвеца во гробах» (Слово Иоанна Златоуста на день Воскресения Христова).

Интересной особенностью иконы является помещенный в ее нижней части чин избранных святых, покровителей людей в загробной жизни.

Здесь изображены святые (слева направо): Екатерина, Анастасия, Фотий, Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никита, Варвара, Параскева Пятница. Вместе с воскрешенными Христом праведниками они образуют тот новый храм в Господе, о котором поется на пасхальной службе: «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсияла» (ирмос 9-й песни канона праздника).

И. Шалина с. 270
 
¦


Детали


A Ева

Литература