Вторая четверть XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20116
См. в «Галерее»:
Вторая четверть XV века. Школа Андрея Рублева.
Богоматерь представлена несколько ниже пояса, взгляд ее обращен влево. Левая рука младенца не видна, на его хитоне клав переходит в широкий пояс. Кисти обеих рук Богоматери изображены перед грудью, на одном уровне1. Вохрение сильно разбеленной светлой охрой, по оливковому санкирю, подрумянка еле различимая. Чепец синий, рукав и клав младенца зеленые. На кайме коричневого мафория и одеждах младенца — следы золотого ассиста. Первоначальный фон, сохранившийся вверху у контура фигуры Богоматери, — желтый. На фоне и полях наложен новый левкас. На левом поле сохранился фрагмент старого левкаса с контуром (графьей) фигуры обращенного вправо преподобного в рост.
1 Композиция так называемой «запасной» Владимирской, около 1395 г., в Успенском соборе Московского Кремля.
Доска липовая, рубленая, шпонки врезные, сквозные (более поздние, «ампирные»). Паволока, левкас, яичная темпера. 87 × 62.
Происходит из часовни Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, принадлежавшей Троице-Сергиеву монастырю.
Впоследствии перенесена в церковь Гребневской Богоматери на углу Мясницкой и Лубянского проезда, где находилась в Дмитровском приделе вместе с иконой Троицы (ГТГ, инв. 28624) и царскими вратами такого же происхождения.
Поступила из церкви Гребневской Богоматери в 1933 году. [20116]