Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение — Сошествие во ад

Школа или худ. центр: Москва

Первая четверть XV в.

31 × 27 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20118

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 309
¦
250. Воскресение — Сошествие во ад.

Первая четверть XV века. Московская школа.

Христос, стоя на горках над преисподней, где виднеются врата ада, повернулся влево, держа за руку Адама. За Адамом изображены пророки, среди них цари Соломон и Давид. Справа — коленопреклоненная Ева. За нею стоят праотцы1. На широких полях — десять круглых клейм с поясными изображениями. Их розовые и бледно-зеленые фоны чередуются (сохранились фрагментарно под позднейшей красной и зеленой краской). Вверху посредине — Богоматерь Знамение (руки младенца распростерты), по сторонам — архангелы Михаил и Гавриил. На боковых полях помещены симметрично апостолы Петр и Павел, Иоанн Милостивый и Никола. Внизу посредине — мученик Мина, по сторонам мученики Гермоген и Евграф. Вохрение светлое, по оливковому санкирю. Цвета одежд: киноварь, зеленые и коричневые тона разных оттенков. Одежды Христа охряные с золотым ассистом. Слава его в виде зеленоватого круга. Горки бледно-охряные с голубоватыми пробелами. Фон новый, на полях следы старого золота. Сохранность плохая: многочисленные вставки нового левкаса.

1 Иконография та же, что на иконе Сошествие во ад, XIV в. из Тихвина (ГРМ, см. о ней Н. Порфиридов, Выдающийся памятник древнерусской живописи. — «Искусство», 1959, № 2, стр. 67–71).

Доска липовая, три шпонки врезные (две — более поздние). Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 31 × 27.

Происходит из церкви Богоматери Гребневской в Москве2.

2 Сюда были переданы иконы из часовни у Ильинских ворот, принадлежащей Троице-Сергиевой лавре (см. № 232).

Поступила из муз. фонда МОНО в 1933 году. [20118] с. 309
 
¦


Литература