Школа или худ. центр: Москва
Середина XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14237
См. в «Галерее»:
1 По всей вероятности, это Параскева Белградская (см. сведения о ней: « Великие Минеи Четьи, октябрь, дни 4–18», Спб., 1874, под 14 октября). Мощи Параскевы перенесены в Тырново в 1321–1328 гг., затем они последовательно перемещались в Валахию и Белград и наконец в Яссы. Житие этой Параскевы «от земли Сербские» написано патриархом Тырновским Евфимием около 1385 г. и переведено затем на греческий язык. Вторая редакция жития этой Параскевы принадлежит Григорию Цамблаку (род. около 1365 — ум. в 1419–1420 гг.).
Опорой для определения рассматриваемого изображения преподобной Параскевы, как известной «Петки Тырновской» (см. другую ее икону в ГТГ № 340), служит распространение культа именно этой Параскевы в Москве. Здесь, в Охотном ряду, стояла церковь Параскевы Пятницы, разобранная в 1928 г. Эта церковь, поставленная до 1458 г., была посвящена Пятнице Белградской. В 1530 г. в честь принесения из Ржева двух икон — преподобной Параскевы и великомученицы Параскевы — великий князь велел «церковь поставити прекрасну во имя их на Новом, близ Покрова святой Богородицы». Упоминаемая здесь «Пятница Ржевская» находилась в Большом Знаменском переулке (ныне улица Грицевец) и была разрушена после 1812 г.
Середина XV века. Московская школа.
Преподобная Параскева представлена по пояс, окутанная темно-коричневым мафорием. В правой руке шестиконечный золотой крест, левая раскрыта перед грудью. Вохрение светлой охрой розоватого оттенка по оливковому санкирю. Фон палевый, поля охряные, нимб написан жидкими розоватыми белилами. Надпись киноварная: «С[вя]тая пр[е]п[одо]бная Порасковея».
Доска липовая, шпонка одна, врезная. Паволока, левкас, яичная темпера. 25 × 20.
Из ризницы Покровского монастыря в Суздале2.
2 В сообщенной В. Т. Георгиевским описи Покровского женского монастыря в г. Суздале в 1651 г. (в кн.: «Труды Владимирской ученой архивной комиссии», V, Владимир, 1903) среди «менших пядниц» значатся три иконы «Парасковеи нарицаемые Пятницы» (стр. 93–94 и 101).
Однако в соответствии со своим наименованием преподобная Параскева на нашей иконе, в отличие от облаченной в цветной мафорий или белый плат Параскевы Пятницы, окутана темно-коричневой монашеской мантией.
В святцах известны четыре Параскевы: великомученица Параскева Пятница (под 28 октября); преподобная Параскева — Петка Тырновская, Белградская или «Сербыня», т. е. сербская (под 14 октября); Параскева преподобномученица «еже от Старого Рима» (под 26 июля); кроме того, 20 марта вспоминается еще одна мученица Параскева, которая в подлиннике считается сестрой Фотинии самарянки.
Иконографию всех этих четырех Параскев см.: «Сводный иконописный подлинник XVIII века» (по списку Г. Филимонова), М., 1874, стр. 172, 180, 297 и 399. Можно предположить, что представления обо всех четырех Параскевах сливаются в почитание символического образа Параскевы как олицетворения пятницы (греческ. значение этого имени), дня «Христовых страстей». В житийных иконах наряду с эпизодами жития великомученицы Параскевы Иконийской к изображению этой святой прибавляются сцены жития Параскевы Белградской (см. № 608). Н. П. Кондаков (« Русская икона», ч. 2, Прага, 1933, стр. 227) считает рассматриваемое изображение Параскевы Белградской иконой Анны, так как находящаяся на ней надпись была закрыта несуществующим теперь серебряным басменным окладом (см. фототека ГТГ, № 107/14). Н. П. Кондаков сообщает также, что В. Т. Георгиевский определял этот памятник как изображение Ирины, вклад Ирины Годуновой. Между тем икона мученицы Ирины, вклад Агриппины Ромодановской, действительно находилась когда-то в Суздальском Покровском монастыре и была передана в ГРМ (см. Држ 996).
Раскрыта в Комиссии в 1920-х годах.
Поступила из ЦГРМ в 1930 году. [14237]