Наверх (Ctrl ↑)

Царские врата (собр. Н. М. Постникова)

Царские врата (собр. Н. М. Постникова)
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция)

Первая половина XVI в.

Дерево (липа), четыре ковчега, паволока, левкас.
159.7 × 42 × 2.5 см (левая створка); 159.8 × 42.5 × 2.5 см (правая створка)

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28660, 28662

Из собрания Н. М. Постникова.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 208
¦
69. Царские врата

Конец XV — первая половина XVI века. Русский Север1
Дерево, темпера. 156 × 42 (каждая створа)
Происходит из собрания Н. М. Постникова
ГТГ, инв. 28660, 28662

1 Представленный памятник входит в хорошо изученную группу северных Царских врат (шесть комплектов: в собраниях Русского музея (2), Третьяковской галереи (2), Эрмитажа, Музея имени Андрея Рублева). Происходят из северных провинций новгородских земель (Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных Царских врат // Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 145–178; Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика. XIII — начало XVII вв. СПб., 1992. С. 372–375).

Икона экспонируется в процессе реставрации.

Царские врата — обязательная принадлежность православного храма — располагаются в центре иконостаса перед алтарем. Во время Божественной литургии через Царские врата проносятся святые дары.

Непременным изображением в навершии Царских врат является Благовещение, символ догмата о Боговоплощении. Иногда в следующем регистре, как на данных вратах, помещается изображение Евхаристии — причащение апостолов Христом. Ниже на прямоугольных частях располагаются фигуры четырех евангелистов, что можно видеть и на вратах из Третьяковской галереи, или фигуры двух творцов литургии — Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Литургическая символика Царских врат многоаспектна. Царские врата называют иногда святыми или «райскими» — как двери в рай, символом которого является алтарь.

Благовещение — вселение Бога Слова в лоно Девы Марии, как в дом; Евхаристия — таинство воспоминания о страстях Христа, соединения с ним через причащение, устроения Церкви; евангелисты — слуги Премудрости, распространяющие его учение в мире и созывающие верных на «царев пир».

Позы благовествующего архангела Гавриила и сидящей на престоле Богоматери традиционны, как и элементы сложного архитектурного фона характерных для северных памятников форм и расцветки. Расположенные ниже две группы причащающихся апостолов (по 12 на каждой створе) также составляют особенность северной иконографии Царских врат (например, врата из церкви погоста в Лядинах, Эрмитаж). Встречались такие врата и в Новгороде. В центре дважды изображен стоящий у престола под киворием Христос, преподающий подходящим апостолам хлеб (слева) и вино (справа), символизирующие тело и кровь Господа.

Преобладание красного цвета (престолы и частично одежды апостолов) в сцене Евхаристии, поддержанного в расположенных ниже клеймах с евангелистами, имеет внутренний, сокровенный смысл. Это символ крови Христа, его страданий и мученичества. На прямоугольных частях традиционно представлены четыре пишущих евангелиста. На левой створе — Иоанн Богослов (диктующий Прохору), ниже — евангелист Лука. На правой створе вверху — евангелист Матфей, ниже — Марк.

Иконографическая и стилистическая близость изображений на этой группе врат, как и материальные признаки досок, подтверждают их общность как изделий одной мастерской и, вероятно, с одного образца.

Надписи, сопутствующие изображениям, повторяют друг друга в палеографическом отношении.

Однако представленный памятник выделяется, несмотря на общность основных элементов, ощутимым присутствием в колорите желтых (стронциановых) и розовых тонов. Возможно, это индивидуальная особенность мастера, пишущего в привычной для него гамме, видимо выдающей его причастность к иному стилистическому направлению («школе»). Такие колористические особенности могут быть связаны с тверской традицией, участвующей в сложной культуре Русского Севера.

Э. Гусева с. 208
 
¦


Детали. Дополнительные изображения


A Лик апостола из сцены «Причащение хлебом»

B Иоанн Богослов на острове Патмос

C Евангелист Лука

D Стол евангелиста Луки

E Лик евангелиста Луки со свитком

F Горки в клейме «Иоанн Богослов на острове Патмос»

Фотография врат большего разрешения, но с искаженной цветопередачей

Литература