Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием

Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

Начало XVI в.

93 × 71 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12027

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 353
¦
298. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием.

Начало XVI века. Московская школа.

На среднике сидящий слева Иоанн поднял голову к небу, представленному в левом верхнем углу. Перед апостолом сидит пишущий Прохор. Голова его выделяется на темном фоне пещеры, прорезающей желтую раздвоенную скалу. с. 353
с. 354
¦
Средник обрамлен шестнадцатью клеймами, в которых изображено «хождение» Иоанна Богослова. Порядок клейм:

  1. Апостолы вынимают жребий в Гефсимании;
  2. Иоанн и Прохор на корабле во время бури;
  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения;

4–5. Иоанн и Прохор работают в бане;

  1. Диоскорид умоляет исцелить его сына;
  2. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане;
  3. Крещение ефесцев;
  4. Обличение жрецов Диониса;
  5. Исцеление бесноватого;
  6. Явление Христа Иоанну;
  7. Исцеление «огнем жгомого»;
  8. Заклинание беса;
  9. Исцеление прокаженного;
  10. Иоанн передает записанное Прохором Евангелие ученикам;
  11. Погребение Иоанна.

Вохрение золотистой охрой, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки мелкие, немногочисленные. Красочная гамма светлая, яркая, холодная. Цвета: красный (алого оттенка), красновато-оранжевый, густо-розовый, зеленовато-серый, бледно-желтый, в сочетании с золотом. Позем зеленый. Фон золотой. Надписи красные. При реставрации утраченные места дополнены.

Оклад на полях басменный, серебряный, XX века работы Ф. Я. Мишукова (в стиле XVI в.).

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 93 × 71.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12027] с. 354
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 312
¦
114. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с «Хождением»

Конец XV — начало XVI века. Круг Дионисия. Москва
Дерево, темпера. 93 × 71
Происходит из собрания И. С. Остроухова в Москве
ГТГ, инв. 12027

Икона отреставрирована до поступления в Третьяковскую галерею. В местах утрат имеются вставки нового левкаса и дописи.

Иоанн Богослов — апостол из двенадцати, любимый ученик Христа, евангелист, автор Откровения (Апокалипсиса). Проповедовал Евангелие в Малой Азии, за что при императоре Домициане был сослан на остров Патмос. Умер в Эфесе в правление императора Трояна.

В среднике иконы Иоанн Богослов представлен в пещере на острове Патмос со своим учеником Прохором. Здесь в уединении Иоанн внимает Гласу Божию, исходящему из сегмента неба в виде трех лучей. Обернувшись назад, принимая откровение, он диктует Прохору богодухновенные слова Евангелия, которые тот записывает в книгу. Иконографическая схема средника иконы характерна для иллюстрированных Евангелий и изображений в клеймах на Царских вратах. Сцены с Иоанном Богословом, диктующим Прохору, известны и в иконописи, и в монументальных росписях храмов, где обычно занимали место в одном из парусов под куполом. Значительно реже такое решение включается в многофигурные композиции «Апокалипсиса».

Вокруг средника располагаются шестнадцать клейм, иллюстрирующие «Хождение» Иоанна Богослова. Текст-источник датируют V веком, греческие и славянские списки известны с XII века. Он вошел в состав Великих Миней-Четий под 8 мая и 26 сентября.\

Клейма располагаются в следующем порядке:

  1. Апостолы тянут жребий в Гефсимании;
  2. Иоанн и Прохор плывут на корабле в Малую Азию;
  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег после кораблекрушения;
  4. Иоанн и Прохор трудятся в бане под началом Романы;
  5. Романа бранит Иоанна за нерадивость. Прохор плачет;
  6. Иоанн молитвой воскрешает отрока, удавленного бесом в бане;
  7. Отец отрока Диоскарид благодарит Иоанна;
  8. Крещение эфесцев;
  9. Обличение языческих празднеств Диониса;
  10. Явление Иисуса Христа Иоанну;
  11. Исцеление бесноватого;
  12. Исцеление юноши;
  13. Заклинание беса;
  14. Исцеление сына Хрусона и Лоны;
  15. Иоанн передает Евангелие жителям Эфеса;
  16. Погребение Иоанна.

Икона чрезвычайно близка по иконографии, составу клейм и стилю двум другим памятникам этого сюжета и того же времени (в собраниях Третьяковской галереи и Вологодского музея). Существует также иллюстрированная рукопись «Жития и Хождения» конца XV — начала XVI века из собрания Н. П. Лихачева (сейчас в собрании Санкт-Петербургского отделения института истории РАН). Их роднит очевидная стилистическая близость с живописью московского художника Дионисия. Существует мнение, что интерес к теме Иоанна Богослова объясняется грядущим 1492 годом — приближением конца мира. Но в указанной группе произведений круга Дионисия апокалиптическая тема отсутствует.

Вместе с тем, учитывая происхождение одной иконы из Вологды, а настоящей иконы из коллекции Остроухова, по некоторым сведениям, также вологодское (в Вологде существовало несколько церквей и приделов, посвященных Иоанну Богослову), можно предположить, что тема Иоанна Богослова, его апостольского служения, обличения языческих обычаев, изгнания бесов была особенно актуальна для северного края. В 1472 году была образована Вологодско-Пермская епархия, в которую вошли северные нехристианские территории, требующие усилий по их обращению в православную веру и искоренению язычества. На Руси существовала давняя традиция видеть в Иоанне Богослове покровителя мессионерства1.

1 Гусева Э. К. О трех иконах Иоанна Богослова в «Житии и хождении» — круга Дионисия // Русская художественная культура XV–XVI вв.: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (14–16 мая 1990 года) / Государственные музеи Московского Кремля; Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания. М., 1990. С. 84–86.

Литература

Э. Гусева с. 312
 
¦


Литература