Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение — Сошествие во ад

Воскресение — Сошествие во ад
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Русский Север

XV в.

95 × 70 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22299

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 365
¦
315. Воскресение — Сошествие во ад.

XV век. Северные письма.

Сцена написана на черном фоне бездны ада, окруженной тускло-зелеными горками. Среди многочисленных праведников четыре царя. Позади блеклой, зеленовато-дымчатой круглой славы изображены тринадцать ангелов. В славе представлены графически, контурной черной линией ангелы с. 365
с. 366
¦
с трезубцами. Над ангелами надписи: «надежа», «востанье», «лепотство», «раздрешенье», «собоженье», «нетленье», «хрестьпобедител», «чертог». Над фигурами темно-зеленых дьяволов, пронзенных красными трезубцами ангелов в черной адской бездне, помещены надписи: «гроб», «отчаянье», «ненависть» и др., неразборчивые. Вохрение коричневое по оливковому санкирю. Лица с преувеличенно пухлыми щеками. Одежды без пробелов. Краски одежд — красные, неярких тонов, фиолетово-красные, сероватая жидкая зелень и темная зелень тусклого тона (горки, крылья ангелов). Одежда Христа красная, с серой штриховкой. Фон и поля желтые с опушью в две полоски: красную и желтую.

Доска сосновая, мелкослойная, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 95 × 70.

Поступила из Антиквариата в 1933 году. [22299] с. 366
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 132
¦
39. Воскресение — Сошествие во ад

Конец XV века. Русский Север
Дерево, темпера. 95 × 70
ГТГ, инв. 22299

Икона прошла домузейную реставрацию.

Иконография иконы «Воскресение — Сошествие во ад» основывается на догматическом христианском учении о сошествии Христа по смерти крестной в ад и изведении оттуда Адама и праведников, освобожденных от пут смертных, искупленных им. Так апостол Петр пишет: «...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал...» (1 Пет. 3 : 18–19). Также в Деяниях святых апостолов читаем: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления» (Деян. 2 : 29–31).

На сложение иконографии «Воскресение — Сошествие во ад» повлияли апокрифическое Евангелие Никодима, а также тексты псалмов, пророчеств, святоотеческая литература, в том числе «Слово о погребении Иисуса Христа и Иосифе Аримофейском» Епифания Кипрского. «Слово», приписываемое Епифанию, епископу Кипрскому (VI в.), и имеющее, по мнению исследователей, текстуальные совпадения с Евангелием Никодима, после рассказа о распятии, погребении и Воскресении Христа повествует о мучениях праотцев и пророков в аду (среди них упомянуты Адам, Ева, Авраам, Иаков, Ной, Даниил, Моисей, цари Давид и Соломон) и об нисхождении Иисуса Христа в ад и об освобождении их.

В центре композиции изображен на фоне «славы» Христос, попирающий врата ада, распадающиеся над адской бездной. Над Христом изображение шестикрылого Серафима. Вокруг Христа внутри «славы» изображены восемь ангелов, низвергающих в адскую бездну и попирающих копьями демонов — олицетворение грехов и пороков. Рядом с фигурами ангелов внутри «славы» помещены надписи: «надежа», «востанье», «лепотство», «разрешенье», «собоженье», «нетленье», «хрестпобедителъ», «чертог». В адской бездне сохранились рядом с фигурами поверженных демонов три надписи: «гроб», «отчаяние», «ненависть». По мнению исследователей, на сложение подобного варианта иконографии повлияло учение аскетической патристики о добродетелях и пороках, особо разработанное в «Лествице» Иоанна Синайского (VI в.). Над «славой», на фоне горок, изображены тринадцать ангелов, центральный из которых держит крест. Справа и слева от Христа — многочисленные ветхозаветные праведники и пророки. Среди них Адам, который изображен слева от Христа. Правой рукой Христос держит Адама за руку, выводя его из ада. Левую руку Христос простирает к группе царей и пророков. Первый из согрешивших — Адам — первым выходит из ада. Апостол Павел называет его «образом будущего» (Рим. 5 : 14), а Христа именует вторым Адамом, ибо «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15 : 22). Таким образом, Адам выступает как образ всего падшего человечества, и освобождение Адама от адских уз знаменует собой обновление всего человеческого рода. За Адамом расположены фигуры Евы, Иоанна Предтечи (с нимбом) и Авеля с посохом. Согласно тексту Евангелия Никодима, Иоанн Предтеча проповедовал в аду. Он же упоминается в текстах Кирилла Иерусалимского с ветхозаветными пророками: «...стеклись святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и Креститель Иоанн, который, свидетельствуя, говорил: ты мне еси грядый, или иного чаем (Мф. 11 : 3). Искуплены все праведные, поглощенные смертью. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников». Среди расположенных справа от Христа царей и пророков четверо имеют царские короны.

Воскресение — Сошествие во ад — центральный момент Божественного Домостроительства. Только Христос — воплощенный Логос, оставаясь телом во гробе, смог душою сойти в Преисподнюю и одолеть врата ада. Величайший и таинственный смысл сошествия Иисуса Христа в ад заключается в том, что воплощенный Логос есть Спаситель всего рода человеческого, т. е. не только тех, кто жив, и тех, кто будет жить, но и тех, кто умер до Его Пришествия. По словам св. Григория Богослова, «Он [Христос] отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу духам», т. е. открыл праведникам врата в Царствие Небесное.

Н. Шередега с. 132
 
¦


Литература