Чириков Иосиф (Осип) Семенович
1890-е годы
Собрание
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:34. И. С. Чириков
ПОРФИРИЙ ЕПИСКОП ГАЗСКИЙ
Конец XIX века
Москва
31,2 × 25,5 см
Дерево, левкас, темпера, тиснение по левкасу
[Собрание В. А. Бондаренко]
Происхождение: Приобретена в Москве в 2003 году.
Сохранность: Потертость золота.
Реставрация: Реставрирована О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым в 2003 году.
На нижней лузге в центре подпись: Писалъ изографъ Ѡсипъ Семеновичъ Чириковъ.
Святой Порфирий архиепископ Газский (26 февраля / 11 марта) изображен на фоне тщательно выписанного в деталях пейзажа с панорамой города. Над ним представлена икона Богоматери Межецкой, поддерживаемая с обеих сторон летящими коленопреклоненными ангелами. Нимбы украшены изящным цветочным орнаментом. На полях очень сложный живописный орнамент в виде тюльпанов, кринов по три на одной ветви, перемежающихся балясинами и треугольниками по терракотовому фону с черневым рисунком. Художник живописными средствами мастерски имитировал драгоценный убор иконы вплоть до стыковки его угловых частей.
Изображения Порфирия Газского представляют чрезвычайную редкость, равно как и иконы Богоматери Межецкой. По своим художественным качествам и мастерству исполнения памятник относится к лучшим произведениям И. С. Чирикова.
Чириков Иосиф (Осип) Семенович (ум. 1903) — иконописец и реставратор из Мстёры, член Общества любителей духовного просвещения. Основатель иконописной мастерской в Москве. Занимался реставрацией и поновлением икон. Был собирателем. По поручению Комитета попечительства о русской иконописи, издавшего лицевой иконописный подлинник, исполнил для нужд иконописной школы иллюстрирующие подлинник темперные образцы28.
Публикации:
Н. Л. Кропивницкая
СВ. ПОРФИРИЙ, ЕП. ГАЗСКИЙ и образ «Богоматери Межецкой»
И. С. Чириков († 1903). 1890-е годы. Дерево, темпера. 31,2 × 25,5
Подписная икона одного из ведущих мстерских иконописцев конца XIX в. — Иосифа (Осипа) Семеновича Чирикова — маленький пядничный образ тончайшего, миниатюрного письма, безусловно, являлся дорогой заказной работой известного мастера. Об этом недвусмысленно свидетельствуют высокое мастерство исполнения памятника и его уникальная иконография, совместившая редчайшее изображение святого Порфирия, епископа Газского, и не менее редкий образ «Богоматери Межецкой». Совпадение в святцах (церковном календаре) дней их памятей, приходящихся на 26 февраля, еще более подтверждает это предположение. Скорее всего, Порфирий Газский был небесным покровителем, патроном заказчика иконы, но не исключено, что ее создание было продиктовано желанием владельца отметить чем-то памятный для него день 26 февраля. Тонкая столпообразная фигура благословляющего епископа, отрешенного от всего земного, написана с сохранением всех иконописных канонов. Однако ее сочетание с иконными горками позема, неожиданно переходящего на дальнем плане в чудесный, тающий в золотисто-палевой дымке городской пейзаж, выдает компромиссный характер искусства русской иконописи рубежа XIX–XX вв., стремившейся соединить условную традиционность формы и новое понимание пространства. «Сказочный» фон напоминает и нежные дали мастеров раннего Возрождения, и островерхие «нидерланские» ведутты, и фантастически-иллюзорные миражи акварелей художников «Мира Искусства». Эклектичное соединение европейских готических шпилей и каменных стен Московского Кремля лишь усиливает связь этого пейзажа с искусством art nouveau. Напоминая, что как раз на рубеже столетий мастера Мстеры органично вписались в стилистику раннего русского модерна, создав новый стиль иконы, эффектно соединивший декоративные возможности традиционной иконописи, элементы псевдорусского узорочья и новейшую для своего времени эстетику цвета и формы. Излюбленными становятся холодный переливчато-лучезарный колорит, каллиграфически проработанный «идеальный» пейзаж, тончайшая «паутина» ассиста в разделке одежд, которая, кажется, превышает мыслимые возможности человеческого глаза; живопись все больше напоминает драгоценные расписные эмали или тонкие ювелирные произведения. Аристократичный характер такого искусства предопределил внимательное отношение к нему царского двора, о чем свидетельствуют украшенные в этом стиле дворцовые интерьеры храмов. Композиция публикуемого памятника невероятно близка одному из таких ансамблей — серии икон-святцев, исполненных в 1890-е годы М. И. Дикаревым и И. С. Чириковым для церкви Мраморного дворца в Санкт-Петербурге по заказу великого князя К. К. Романова. Небольшие аналойные образы, каждый их которых был посвящен одному святому или празднику, чья память празднуется в определенный день церковного календаря, входили в состав огромного комплекса, насчитывавшего более трехсот памятников.
Подобно многим мстерским иконописцам — В. П. Гурьянову, М. И. Дикареву, А. Я. и И. Я. Тюлиным, — И. О. Чириков с сыновьями переселился в Москву и основал там большую, процветавшую в 80–90-х годах мастерскую, которая исполняла разнообразные заказы на иконописные и реставрационные работы. Как в любом крупном художественном ателье, имя главного мастера, обычно подписывавшего выходящие из его стен произведения, далеко не всегда является свидетельством его авторства. Однако в данном случае, это не просто подлинная работа мастера, но одно из тех выдающихся творений иконописца, которые снискали И. С. Чирикову славу непревзойденного создателя миниатюрной живописи. Виртуозно владея тонкой иконной техникой, он мог тщательно и подолгу писать на частный заказ дорогие иконы.
Излюбленной манерой мастера, на которую ориентировалась художественно взрастившая его иконопись Мстеры, был непринужденный артистизм Строгановского письма, предопределившего изящные, «элегантные» пропорции, светловидные, виртуозно моделированные лики и тонкость миниатюрно исполненных им икон. Мстерская природа его искусства без труда узнается. Данью этой стилистике было пристрастие И. Чирикова к включению дополнительных, миниатюрных изображений в средник (или на поля) с цветными (розовыми и бледно-голубоватыми) фонами.
С особой искусностью и тщательностью выписываются золотые и серебряные «парчи» нежных по цвету, богатых одежд Порфирия с прихотливым и сложным рисунком крупного узора ткани. А невероятное по красоте и затейливости убранство полей, — ковровый растительный орнамент которых напоминает заставки рукописей, а техника работы цветными лаками — расписную шкатулку, — просто завораживает виртуозностью исполнения.
Представленный на иконе св. Порфирий, епископ Газский, — возможно небесный патрон владельца, — родился ок. 346 г. в Фессалониках, в богатой семье, давшей ему хорошее образование. Достаточно рано оставив родной город, он удалился в Египет, где под духовным руководством Макария Великого, подвизался на горе Нитрийской. Большое влияние на подвижника оказала встреча с блаженным Иеронимом, с которым они совершили паломничество в Иерусалим с целью поклониться Древу животворящего Креста. Уединившись для молитвы и аскетического подвига в пустыню Иорданскую, Порфирий спустя некоторое время впал в тяжкий недуг и вновь решил поклониться реликвиям Святой Земли. Однажды, когда он в забытьи лежал у подножия Голгофы, ему во сне явился сходящий с Креста Христос, обращающийся к нему со словами: «Пришли это Древо и храни его». Проснувшись, отшельник почувствовал себя совершенно здоровым, а слова Спасителя вскоре исполнились, поскольку патриарх Иерусалимский посвятил Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Крестного Древа. Через некоторое время в палестинском городе Газы скончался епископ, и уставшие от притеснений язычников христианские жители стали просить митрополита о новом владыке. Выбор пал на Порфирия, который со слезами поклонился Древу и отправился в Газы для исполнения нового послушания. Его появление здесь совпало с великой засухой, ставшей причиной языческих жертвоприношений. Новый епископ установил строгий пост, и, совершив всенощное бдение, обошел крестным ходом весь город. Сразу же небо покрылось тучами, загремел гром и пролился обильный дождь. Видя такое чудо, многие язычники восклицали: «Один Христос есть Бог истинный!» Вся жизнь епископа была наполнена борьбой с остатками язычества, строительством христианских храмов, помощью нуждающимся. По его молитвам совершались многочисленные чудеса и исцеления, которые после его смерти (420 г.) не прекращались у мощей святого в построенном им в Газе храме.
История одной из многочисленных на Руси чудотворных икон Богоматери, получившей по месту своего явления название «Межетская» (или Межецкая, Межитская) полна неясностей. По иконописным подлинникам XVII–XVIII вв. известно, что образ явился около Киева в 1492 г. и находился в киевском Богородицком монастыре, где прославился многими чудесами. Однако иконографические особенности иконы предполагают западное, возможно польско-украинское влияние. Богородица представлялась на ней в виде Царицы с венцом на голове, склонившейся над челом своего Царственного Сына, восседающего на ее левой руке. Облаченный в длинный хитон Младенец, также изображенный в короне, приклонил голову к Матери, которая придерживает Сына за его опущенную вниз левую ручку.