Школа или худ. центр: Москва
Первая треть XVIII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. Арх ДР 38
См. в «Галерее»:
Первая треть XVIII века. Москва
Дерево, темпера. 144,5 × 78
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. Арх ДР 38
На иконе изображена Богоматерь с Младенцем на левой руке. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Девы Марии и, обернувшись, смотрит на орудия страстей — крест, копие, трость в руках ангелов, представленных вверху на фоне. По традиции, богородичный образ с ангелами, несущими в покровенных руках орудия страстей, получил название Страстного, описанная выше иконография — наименование «Богоматери Страстной».
Протограф данного типа восходит к XV веку, к кругу итало-критских икон прежде всего мастера Андреаса Рицоса (1422–1492), которого, очевидно, можно считать его автором. По-видимому, иконография сложилась к середине XV века, возможно, под воздействием установленного в 1423 году римско-католической церковью дня памяти «Скорбей Божией Матери»1. Примером тому является точно датированный 1451 годом образ «Страстной Богоматери» («Madonna della Passion») Андреаса Рицоса из триптиха церкви Святителя Николая в Бари, представляющий собой канонически завершенный памятник типологического ряда2. Кроме того, иконы «Богоматерь Страстная» получили широкое распространение в итало-греческом мире во второй половине XV–XVI веке, по-видимому, в связи с прославлением в Риме привезенного, по преданию, с Крита в 1480 году и поставленного в церкви Св. Матвея чудотворного образа Богоматери, названного «Непрестанная помощница» («Madonna del perpetio succurso»), иконографически близкого иконам Андреаса Рицоса, впоследствии перенесенного при папе Пие IX в. церковь Св. Альфонса в 1866 году3.
«Богоматерь Страстная», в отличие от скрытого мотива жертвенного страдания Премудрости в иконографии «Елеуса» («Умиление»), наглядно передает апокрифическое толкование крестной жертвы Христа4. Оно часто сопровождает этот образ на итало-критских иконах в виде надписи на греческом или латинском языках, расположенной на фоне, в том числе и на известной иконе А. Рицоса из галереи в Парме: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой «радуйся», ныне предсказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшные орудия»5. В связи с прообразовательным символом Первоевангелия — Книги Бытия (
В иконографии образа существенна ставшая присущей ему еще одна деталь — жест Младенца, держащего большой палец правой руки Богородицы. Жест этот известен на ряде итальянских икон (например, на иконе 1291 г. «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» Вигорозо да Сиена в Национальной галерее Перуджии, инв. № 32). Как на возможный источник влияния на сложение иконографического типа Страстной рассматривается фреска Пьетро Лоренцетти (1280–1348?) в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи6.
В России почитание образа «Богоматерь Страстная» относится к XVII веку. Икона Третьяковской галереи — близкое повторение чудотворного образа, обретенного, по рукописным источникам конца XVII века, в Нижнем Новгороде в 1641 году. В том же году икона принесена в Москву и по повелению царя Михаила Федоровича (1596–1645) с нее был сделан список (повторение). Общецерковное празднование иконы «Богоматерь Страстная» установлено в 6-е воскресенье по Пасхе, в память первого чуда, совершенного в Нижнем Новгороде от иконы, и 26 августа, в воспоминание о встрече иконы в Москве.
Особенностью иконы из собрания Галереи являются двенадцатистрочные стихи со смежной рифмой, расположенные в два столбца на нижнем поле иконы. В стихах в форме обращения к Богоматери говорится о предстоящих страданиях Христа, о пророчестве Симеона Богоприимца. Стихи заканчиваются молитвой о Москве, именуемой «Царствующий сей град». Текст стихов по смыслу близок апокрифу на итало-критских иконах XV века.
К традиции итало-критских икон восходит изображение Богоматери в этом типе без белого плата на голове и падающей сандалии с правой ноги Младенца.
Литература
Г. Сидоренко