- детали (1)
Ушаков Симон Федорович, Милютин Михаил Иванов
Школа или худ. центр: Москва
1678 г.
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 1807 соб.; Ж-1244/1
См. в «Галерее»:
1677–1678-е годы. Симон Ушаков, Михаил Милютин. Москва2
Дерево, темпера. 111 × 76
Происходит из местного ряда иконостаса собора Спаса Нерукотворного Теремного дворца в Московском Кремле3
Музей «Московский Кремль», инв. 1807 соб. (Ж-1244/1)
1 Празднование иконе отмечается 28 сентября, тогда же, когда и память мученика Никиты, с видением которого связано изображение на иконе. Исследователь греческих и славянских текстов жития Никиты В. М. Истрин особо отметил, что видение в рукописных списках передается разнообразно. В одних списках сказано, что Никите было видение ночью Христа, держащего крест, в других — описывается только видение креста, в третьих — говорится о том, что Господь пришел ночью к Никите и показал ему знамение креста. На основании анализа текстов В. М. Истрин высказал предположение, что в первой редакции жития содержался рассказ о знамении креста. Продолжение повествования в различных списках жития сопровождается тоже разнообразными подробностями. Никита наутро ходит по городу в поисках человека, который показал бы ему образ (вариант: образ креста), виденный им во сне, и христианка Улиания указывает, что образ, запечатлевший его ночное видение, находится у него под одеждой (вариант: этот образ она сама дает ему). Этот образ называется в житии или энколпионом с изображением Богоматери, или «крест обрадованную Богородицу Марию», или крест и святую Богородицу, или святую Богородицу, но во всех списках приводятся слова Никиты о том, что это и есть знамение, виденное им ночью. В. М. Истрин предположил, что в первой редакции жития был упомянут энколпион, «т. к. в нем и заключалось знамение», а впоследствии энколпион получил изображение Богородицы (Истрин 1898. С. 8, 9). Следует отметить, что видение было Никите, претерпевшему мучения и казненному по приказу императора Максимиана (286–310), а не Никите Воину, проповедавшему христианство среди своих соплеменников-готов и казненному за это в 372 г. Память и того, и другого мученика Никиты отмечается в один день. В. М. Истрин отмечает, что жития этих мучеников соединяются уже в раннее время, и позднее явление иконы стали относить к 372 г.
2 Дата и имена мастеров написаны на фоне иконы под нижней перекладиной креста.
3 Церковь во имя Нерукотворного образа была построена вместе с царскими жилыми покоями в 1635–1636 гг. над зданиями дворца российского государя, возведенными в предшествующем столетии. В 1676–1678 гг. царские иконописцы создали для собора новый иконостас.
Богоматерь представлена сидящей и обращенной влево, в сторону младенца Христа, который сидит на ее коленях. Хотя трон Богоматери не показан, но очевидно, что эта иконография, как и другие типы изображения Богоматери на троне, восходит к ранневизантийской композиции «Поклонение волхвов». Кроме того, в изображениях «Поклонение волхвов», как и в рассматриваемой иконе, можно видеть младенца Христа, держащего крест, например на коробочке из слоновой кости VI века в Музее Барджелло во Флоренции4. Многие детали рассматриваемой иконы: изображение не покрытых чепцом волос Богоматери, усыпанный золотыми звездами мафорий, украшенная орнаментом и драгоценными камнями нижняя ее одежда, одежды Христа в виде одной только рубашки — свидетельствуют о западном происхождении данного иконографического типа. Он стал известен в России, всего вероятнее, благодаря тесным художественным связям с Польшей во второй половине XVII века.
4 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1. Т. 1. С. 50–51. Ил. 33.
Иконография, очевидно, сложилась в Италии, в искусстве которой в XIV–XVI веках проявился особый интерес к теме Поклонение волхвов и к изображению Богоматери на троне. Хотя нам не известны близкие иконографические аналогии, но укажем произведения, в которых Богоматерь изображена с младенцем Христом, держащим крест:
Изображение креста в руке младенца Христа в композиции «Поклонение волхвов» подчеркивало идею Воплощения и Искупления, на что символически указывали принесенные волхвами дары Спасителю (золото — как царю, ладан — как Богу, смирну — как преуготованной жертве).
На иконе Христос изображен не только с крестом, но и с другими орудиями страстей, однако они показаны фрагментарно, как бы частично остаются «за кадром», что усиливает идею искупительной жертвы, но не делает ее доминирующей. Композиционным центром является благословляющий жест десницы Младенца, отведенной в сторону и поднятой высоко вверх, что акцентирует идею Спасения. Подтверждением этому служат и пророческие слова Симеона Богоприимца, написанные золотом на фоне иконы, как бы по направлению движения руки Христа (
Очевидно, что слова Евангелия, касающиеся Богоматери, во многом определили ее образ на иконе. Она изображена склоненной к Спасу, взгляд ее устремлен как бы поверх главы Младенца, на орудия страстей. Правая рука обращена к Христу, но ее изображение проецируется на изображение левой руки, прижатой к груди, что создает впечатление скрещенных рук — жеста смирения и благоговения (отметим, что этот жест нередко можно видеть в работах итальянских мастеров XIV–XVI вв. на темы Благовещения, Коронования Богоматери, в изображениях Богоматери или Христа в композициях «Богоматерь с младенцем Христом», что, на наш взгляд, служит еще одним подтверждением итальянского происхождения рассматриваемого иконографического типа). «Страх Господень», как сказано в Книге Притчей, есть «начало мудрости, а благоговение к Богу — начало разумения» (
Икона экспонируется впервые.
Т. Борисова