Конец XVII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. Арх ДР 62
См. в «Галерее»:
Конец XVII века
Дерево, паволока, левкас, темпера. 110,5 × 96
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. Арх ДР 62
На живописи имеются прописи XIX века.
По традиции, прославленные и чудотворные иконы Богоматери, особенно в типе Одигитрии, именовались по названиям городов. Образ Богоматери Смоленской Шуйской представляет собой один из вариантов Одигитрии, восходящий к протографу XV века — иконе местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Тип этот получил распространение в иконописи XVI века и приобрел особенно широкую известность с наименованием «Шуйская» в XVII веке.
По свидетельству рукописного «Сказания о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери», составленного в 1667 году, образ Богоматери, написанный по предложению благочестивого горожанина, остановил эпидемию моровой язвы, поразившей в 1654 году город Шую. Необычность иконографии нового образа Богоматери в «Сказании...» объяснена первым чудом от иконы. Каждый раз, вопреки попыткам художника написать каноническое изображение Богоматери Смоленской — одного из самых строгих и торжественных типов Одигитрии, где Младенец представлен фронтально, с жестом благословения, — положение рук и ног младенца Христа чудесным образом изменялось. Иконописец должен был подчиниться таинственному предначертанию.
Традиционное поясное изображение Богоматери с младенцем Христом на левой руке приобрело необычные подробности. Обнаженная, согнутая в колене правая нога Христа высоко поднята и опирается на колено левой ноги, которую поддерживает опущенная вниз рука Богоматери. Левой рукой Младенец касается обнаженной ступни. В поднятой правой руке он держит свернутый свиток.
Жесты правой руки Богоматери и левой руки Младенца на иконах типа «Шуйской», не традиционные для русской иконографии, имеют прототипы в западной живописи. Одним из ранних примеров жеста руки Богоматери, прикрывающей ступню обнаженной ноги Младенца, является изображение тронной «Мадонны с Младенцем» 1261 года работы Коппо ди Марковальдо из церкви Санта Мария деи Серви в Сиене, повторенное затем с некоторыми вариантами в итальянских памятниках XIII–XIV веков. Жест Младенца, касающегося рукой пятки поднятой ноги, наиболее выражен в произведении Барнабы да Модена «Мадонна с Младенцем» 1367 года (Штеделевский институт искусств во Франкфурте-на-Майне). Но сочетание в одном изображении жеста руки Богоматери, прикрывающей подошву ноги Младенца, и жеста руки Христа, закрывающего рукой пятку своей ноги, известно лишь в православной иконографии. Эти жесты наделены глубоким богословским смыслом. В них нашло символическое отражение пророчество о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного женою (
На иконе Богоматери Одигитрии типа «Шуйской» изображением пяты правой ноги Христа, прикрытой его рукою, и пяты левой его ноги, прикрытой рукою Девы Марии, указывается не только на исполнение Едемского обетования на Иисусе (
Образ Богоматери Смоленской Шуйской народным сознанием воспринимался как спасительный при воинских бранях и охраняющий от различных язв, болезней и моров.
Икона Третьяковской галереи выполнена почти в размер утраченного чудотворного образа и близка к нему по времени. Особенностью ее являются погрудные изображения вверху на фоне, по сторонам Богоматери, в медальонах архангелов — Михаила (слева) и Гавриила (справа), держащих в руках сферы, на которых начертаны монограммы имени Христа.
Литература
Г. Сидоренко