Наверх (Ctrl ↑)

Преполовение

Преполовение
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Каргополь (круг Федора Трофимова)

1590-е годы

Дерево, темпера.
73 × 49 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 856

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 118
¦
32. Преполовение

1590-е годы. Круг Федора Трофимова. Каргополь
Дерево, темпера. 73 × 49
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в иконостасе Благовещенской церкви1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 856

1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.

Христос Эммануил восседает на престоле с высоким подножием и полукруглой спинкой, который украшен золотым ассистом — это образ трона Соломонова, трона Премудрости. В левой руке он держит свернутый свиток. Жест правой руки не традиционно благословляющий, но как бы призывающий к беседе, выражающий готовность к проповеди.

Вокруг престола сидят иудейские книжники, внимающие Эммануилу. Их позы и жесты передают чувства раздумья и удивления. Действие происходит на фоне белого трехъярусного храма с голубыми кровлями и золотым куполом, который ассоциируется и с храмом Соломона, и с домом Премудрости. Слева и справа возвышаются здания со сложными архитектурными формами, между ними перекинут красный велум. Фон и поля иконы золотые. Вверху на фоне выполнена надпись «Преполовение».

В основе сюжета «Преполовение» лежит евангельский рассказ о том, как Христос в двенадцатилетнем возрасте беседовал в Иерусалимском храме с иудейскими учителями, удивляя их своей мудростью. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2 : 40); «...нашли Его в храме, сидящего посреди учителей... Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2 : 47).

Название сюжета «Преполовение» объясняется тем, что празднование его приходится на половину Пятидесятницы, т. е. середины срока от празднования Пасхи до дня Святой Троицы. Этот день совпадает с серединой многодневного ветхозаветного праздника «кущей».

Содержание иконы раскрывает божественную сущность Христа как воплощенного, вочеловечившегося Логоса. Христос-отрок представлен величественным и совершенным. Его благородный просветленный лик — лик мудреца, философа и учителя. Свиток в руке Эммануила является композиционным и смысловым центром иконы. Он обозначает слово Божие, его учение — воплощение Божественной Премудрости Творца, который через Сына передает ее людям. Блистающие золотые одежды Христа подчеркивают его божественность.

Поза Христа, восседающего на престоле, соотносится с его позой в иконах Отечества (кат. № 4) и позой Ангела Великого Совета Софии Премудрости в иконах Софии Премудрости «новгородского» извода (кат. № 1). Престол пронизан золотым потоком света — изливаемой на людей мудрости Бога, а его полукруглая зеленая спинка — небесная дуга, один из символов Софии, знак соединения мира земного и небесного.

Образ архитектуры в сцене «Преполовения» связан не только с храмом в Иерусалиме, где проходила беседа Христа-отрока с иудеями. Она есть символ Божественного Мироустроения — Домостроительства (как бы вмещающего в себя Христа) и соотносится с невидимым образом Вселенной, центром которой является София Премудрость. Земное строение символизирует Церковь, предстает как обобщенный образ грядущего Царства Божиего.

Икона экспонируется впервые.

О. Полякова с. 118
 
¦


Литература