Школа или худ. центр: Псков (?)
Первая половина — середина XVI в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 2083
См. в «Галерее»:
Первая половина — середина XVI века. Псков (?)
Дерево, темпера. 83,9 × 67,8
Происходит из старообрядческой молельни в Санкт-Петербурге
ГРМ, инв. ДРЖ 2083
Сюжет иконы восходит к каноническим Евангелиям (
Иконография сложилась на основе византийских нарративных композиций, таких как «Снятие со креста» и «Несение тела Христа в гробницу», из которых со временем выделился особый тип образа «Положения во гроб», или «Оплакивания». Окончательно извод сформировался к XI веку. На замысел сцены и ее литургическую символику в значительной степени повлияли служба на повечерии Страстной пятницы и изображения на шитых плащаницах. Поэтому авторы икон «Положение во гроб» стремились отразить не только определенное евангельское событие (о нем тексты лишь упоминают), но прежде всего передать те зримые образы, которые рождаются богослужением этого дня. При рассмотрении иконы в таком контексте становится понятным, почему происходящее на ней действие из реальной драмы погребения перерастает в вечно длящееся оплакивание.
Здесь представлен тот момент, когда снятое с креста мертвое тело Христа уже обильно умащено, повито пеленами и приготовлено к перенесению во гроб (
Рассматриваемая иконография уникальна, она представляет собой обратный, по сравнению с традиционным, перевод: тело Христа положено справа налево; отсутствует и Голгофский Крест, обычно возвышающийся над всей сценой. Убитая горем Мария, всем телом склонившись над мертвым Сыном, положила голову на его плечо так, что их нимбы и фигуры слились воедино. Вероятно, этот поэтический образ навеян словами канона Симеона Логофета «О распятии Господа и плаче Богородицы», который поется на повечерии Великой пятницы, следуемом за выносом Плащаницы на середину церкви для поклонения и целования. Этот важнейший литургический момент и отражает композиция иконы — вытянутое тело Христа, его белые одежды и прямоугольная рама темного ложа напоминают образ Плащаницы, а ритм склоненных в благоговении фигур — предстоящих в храме. Поза Богородицы созвучна словам канона ее надгробного плача: «Свет Мой и радость Моя во гроб зайде; но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему»; «Ныне приими мя с Собою, Сыне Мой и Боже».
В иконе наглядно выражена мысль о том, что Богородица, давшая плоть своему Божественному Сыну, разделив с ним весь его крестный земной путь, не оставила его и после смерти. Единение ее живого тела с мертвой плотью Христа, возлежащего на высоком смертном престоле-трапезе, представляет емкий образ Церкви и Евхаристии, призывающих всех облаченных в новые одежды нетления на пир Премудрости.
Столь же последовательно здесь проведена мысль о завершении земного Домостроительства Христа — воплощенного Логоса. Чтобы подчеркнуть реальность смерти, истинность мертвого тела, таким большим написан гроб и так вытянуто тело Христа. Выдвинутый на передний план длинный гроб с повитыми погребальными пеленами Спасителя напоминает ясли с новорожденным спеленутым Младенцем, «умалившего себя» в сценах «Рождества Христова». Только вместо склонившихся над Рожденным «жертвенных животных» над гробом Умершего склонились спасенные его Жертвой. Истощание, умаление Господа достигает высшего смысла: гроб с мертвым телом Искупителя становится яслями для возрожденного и обновленного им человечества.
И. Шалина