Наверх (Ctrl ↑)

Вознесение

Вознесение
Изображения с более высоким разрешением:

Мишуков Федор Яковлевич (оклад)

Вторая половина XVI в.
Оклад — около 1900 года, мастер Ф. Я. Мишуков.

Дерево, темпера.
52.6 × 44 см

Государственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 3384/54679

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 134
¦
40. Вознесение1

Вторая половина XVI века
Дерево, темпера. 52,6 × 44
Оклад. Около 1900 года. Мастер Ф. Я. Мишуков
Серебро; тиснение
Происхождение неизвестно
ГИМ, инв. 3384/54679

1 Икона относится к так называемым «большим пядницам» и стояла, по-видимому, в правой части иконостаса храма.

Вознесение Христово произошло на Елеонской горе через сорок дней по Воскресении Христа (Мк. 16 : 19; Лк. 24 : 50–52; Деян. 1 : 9–12). Завершение лишь видимого присутствия Его на земле есть вступление ко Второму пришествию. Согласно предначертаниям Божественной Премудрости, Христос начал новую жизнь во славе у Бога, дабы приготовить место для избранных. Данная иконография, представленная в полном варианте, сложилась как символическое отражение единства и полноты Церкви, т. к., согласно текстам, апостол Павел не присутствовал на Елеонской горе. Образ Богоматери олицетворяет собой Церковь2.

2 Отцы Церкви — Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Августин — видели в Вознесении образ исполнения замысла Божия о человеке: «Как голова... украшает все устройство тела, — говорил о Вознесении Епифаний Кипрский, — так и нынешнее празднество чудесным образом освящает красоту Божественного Домостроительства, возлагая на оное как бы венец». Смысл этого события раскрывают тексты праздничного богослужения и памятники иконографии. В тексте службы Вознесения особо акцентируется несколько тем. Одна из них — устроение Церкви как Дома Премудрости на земле. В канун праздника читается пророчество Исаии: «Так глаголет Господь: будет в последние дни явлена гора Господня, и Дом Божий на верху горы, и вознесется превыше холмов, и приидут на нее все языки. И пойдут люди многии, и рекут: приидите, взойдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2 : 2–3). Другая тема — праведный суд, который совершит Христос-София, воссевший на троне небесном одесную Отца. Третья — о вознесении человеческого естества на небо. В ирмосе 9-й песни канона праздника поется: «Взятся превыше ангелов естество наше, древле отпадшее [поврежденное грехом прародителей], и на престоле посажденно бысть божественне, паче смысла [непостигаемо для ума]». Этот непостижимый для ума человеческого смысл события является отражением промыслительного действия Софии Премудрости Божией (Примеч. Л. Лифшица).

Икона экспонируется впервые.

И. Кызласова с. 134
 
¦


Литература