Наверх (Ctrl ↑)

Пророческий чин

Пророческий чин
Изображения с более высоким разрешением:

Первая половина XVI в.

Дерево, темпера.
26.5 × 126 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14644

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 142
¦
41. Пророческий чин

Первая половина XVI века
Дерево, темпера. 26,5 × 126
Находился в собрании С. П. Рябушинского
ГТГ, инв. 14644

В центре ряда располагается изображение Богоматери Воплощение, а по сторонам от нее — поясные изображения пророков: слева — Давида и Моисея, справа — Соломона и Ионы. В руках у пророков развернутые свитки с текстами пророчеств.

Пророческий чин, вероятно, являлся частью небольшого иконостаса. Как известно, многоярусный высокий иконостас, отделявший алтарь от остальной части храма, предназначенной для молящихся, сложился в русском искусстве на рубеже XIV–XV веков. Положение в храме, состав и размещение икон позволяют рассматривать иконостас как сложный символический ансамбль, выражавший целый ряд исторических, догматических и литургических идей. Последовательность изображений в иконостасе раскрывала историю Божественного Домостроительства и одновременно с этим являла собой вневременной, совокупный образ Церкви Христовой.

Древнейший из дошедших до нас пророческих чинов сохранился в составе иконостаса Успенского собора во Владимире, исполненного Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. В символической структуре высокого иконостаса пророческий чин изображал ветхозаветную Церковь — историю от Моисея до Рождества Христова. Образы пророков, получивших откровение о грядущем Воплощении и спасительном служении Христа, соединялись здесь, как правило, с образом Богоматери с Младенцем, напоминавшей об исполнении пророчеств и свершении божественного обетования1.

1
  • Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XV–XVI веков. М., 1970. С. 57–72;
  • Успенский Л. А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж, 1963. № 44, октябрь-декабрь. С. 233–255.

Иконографический тип Богоматери Воплощение складывается в византийском искусстве (вероятнее всего — в Константинополе) к середине XI века2. Основное значение этого иконографического типа — иллюстрация догмата о Боговоплощении. Его содержание перекликается с текстами ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии и прежде всего с пророчеством Исаии (Ис. 7 : 14). Отличительная особенность данного варианта иконографии в том, что младенец Христос изображен не в медальоне, а непосредственно на груди у Богоматери — так, что полуфигура Его оказывается в складках мафория, которые своими очертаниями напоминают чашу. Такой тип получил название «Богоматерь Воплощение». Эта особенность придает изображению дополнительный евхаристический смысл: оно напоминает о произрастании человеческой плоти Христа от корня Иессеева. Образы Давида и Соломона связывают изображение Богоматери с образами скинии Завета и храма Иерусалимского, а Моисея и Ионы с пророчеством о воплощении («Купина Неопалимая») и воскресении Христа, прообразованном Ионой, который три дня находился во чреве кита (Иона 2 : 3).

2
  • Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 290–300.

Л. Нерсесян, В. Широков с. 142
 
¦


Литература