Савин Назарий Истомин
Школа или худ. центр: Москва
1621 г.
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 381/с 107
См. в «Галерее»:
1621 год. Назарий Истомин Савин. Царские мастера
Дерево, темпера. 144 × 108
Оклад. 1799 год
Серебро; чеканка, гравировка
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в иконостасе Спасо-Преображенского собора1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 381/с 107
Поля иконы закрыты серебряным чеканным окладом.
1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.
В центре композиции — высокое ложе с усопшей Богоматерью. Голова ее покоится на подушке, глаза закрыты, руки скрещены на груди. На Богоматери темно-красный мафорий с золотой каймой и золотыми звездами на плече и челе, зеленые туника и чепец. За ложем — фигура Христа, облаченного в красный, с золотым ассистом хитон. Взгляд его обращен к лику усопшей. Он держит душу Богоматери — младенца в голубых пеленах со вздетыми вверх руками. Христос изображен на фоне двойной «славы»-мандорлы — розовой внутри, пронизанной потоком золотых лучей, исходящих от Спасителя, и усыпанной золотыми звездами, и зеленой снаружи, со склонившимися ангелами с покровенными руками. Мандорлу венчает огненно-красный серафим.
Выше — круглая концентрическая «слава» с престолом, на котором восседает Богоматерь, несомая в рай четырьмя ангелами. Руки ее приподняты в жесте принятия божественной благодати. Рай показан в виде розового полукруга с золотыми лучами, окаймленного легкими белильными облаками. Внутри рая, по сторонам раскрытых красных врат, покрытых пучками золотого света, стоят склонившиеся ангелы с покровенными руками. Вокруг престола представлены ангелы, несущие к ложу Богоматери апостолов на жемчужно-серых облаках.
Вокруг одра показаны апостолы, святители, праведные жены. Среди апостолов — Петр (с кадилом в руке), Павел и Иоанн Богослов (склонились к ногам Богоматери). В верхнем ряду — отцы Церкви с Евангелиями в руках. Слева, Дионисий Ареопагит и Иаков Иерусалимский, справа — Тимофей Эфесский и Иерофей Иерусалимский. По сторонам возвышаются многоступенчатые башнеобразные здания с колоннами, дверными проемами, завесами. Перед ложем Богоматери — сцена с «нечестивым» Авфонией (архангел Михаил отсекает руки Авфонии, попытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери).
Иконография Успения Богоматери сложилась в византийском искусстве, откуда пришла на Русь. Она основана на текстах Слова Иоанна Богослова на Успение, Поучения Иоанна Солунского и других сочинениях2. Икона из Соловецкого монастыря относится к типу «облачного» Успения: на облаках изображены апостолы, которые были принесены ангелами из разных стран света в Иерусалим к ложу Богоматери. Развернутая иконография включает в себя сцену вознесения Марии на небо и эпизод с Авфонией.
2 Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., 1995. С. 58.
Успение Богоматери — главный богородичный праздник, прославляющий Богородицу как Храм, вместивший «невместимого», Храм, созданный Божественной Премудростью. Композиция Успения соотносится со структурой и образом христианского храма, включающего в себя «горний» мир (рай с раскрытыми вратами), небеса с парящими ангелами и мир «дольний», земной, в котором происходит прощание с усопшей Богоматерью оплакивающих ее людей. Центром этого Храма, соотносимого с образом Вселенной, является Христос, представленный на фоне сияющей золотом «славы», — воплощенная Премудрость. «Софийные» мотивы единения небесного и земного подчеркнуты в Соловецком «Успении» жестом воздетых рук Богоматери (дважды повторенном). Богоматерь представлена здесь как постоянная предстательница перед Господом за весь род человеческий, не оставленный ею и после смерти.
О. Полякова