Наверх (Ctrl ↑)

«Хвалите Господа с небес»

«Хвалите Господа с небес»
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ярославль

Конец XVII в.

Дерево, темпера.
136 × 104 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-116

Происходит из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 188
¦
63. «Хвалите Господа с небес»

Конец XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 136 × 104
Происходит из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле
Ярославский музей, инв. И-116

Композиция иллюстрирует 148-й псалом Давида, первый стих которого «Хвалите Господа с небес, Хвалите его в вышних» вынесен на верхнее поле иконы. Далее, следуя тексту, иконописец изобразил мир, прославляющий своего Создателя. Вверху небесная твердь — «небеса небес», изображенная в виде дугообразных полос, на которой «все звезды и свет» с солнцем и луной и «воды, которые превыше небес». В центре вверху — Спас в образе Эммануила, восседающий на херувимском престоле, благословляющий сотворенный мир. На облаках — предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Предтеча и ангелы. Под облаками — земля и земные обитатели. Люди («все людие», «цари и судии», «старцы со юношами», «девы») образуют в композиции две иерархические ярусные группы: слева — праведные цари, монахи, юноши, старцы и младенцы; справа — судии, земные цари, девы, старцы и юноши. В центре — «горы, и вси холмы, и все бездна» с деревьями и травами («древа плодоносны»), среди которых порхают птицы, гуляют животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, экзотические слоны и носорог, фантастический единорог. В нижней части — подземные пещеры, куда не проникает свет, с обитающими там «змиями» — ящерицами, змеями и драконами с песьими головами. Изображая разнообразие и гармонию земной красоты, иконописец подчеркивает проявление в этом Божественного замысла, воплощения невидимой, высшей красоты.

Используя текст псалма, художник сопоставляет акты творения мира, описанные в Ветхом Завете, и дело спасения мира через воплощение Сына Божия. Спас Эммануил восседает на херувимском престоле ветхозаветного Бога Слова, Бога Творца. Текст в его свитке «Се Агнец Божий...» указывает на грядущее искупление. «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века...» (Ис. 9 : 6). Мир предстоит Спасителю, уповая на его крепость и милосердие, преклоняясь перед его жертвой.

Вечная молитва, единение небесного и земного миров вокруг Спасителя, чей свет затмевает солнце и звезды, соседство хищника и ягненка — знаки грядущего Царствия Небесного, устроенного по законам Божественной мудрости, поэтому композиция иконы может рассматриваться как образ обновленного мироздания, возвращенного рая.

Е. Макарова с. 188
 
¦


Литература