- детали (1)
Школа или худ. центр: Москва; Ростов
Первая треть XV в.
Собрание Воробьевых, Москва, Россия
См. в «Галерее»:
2. БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ, С ТРОИЦЕЙ, АРХАНГЕЛАМИ И ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ
Первая треть XV века
Москва или Ростов
42,7 × 30,3 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание С. Н. Воробьева]
Происхождение: Неизвестно.
Сохранность: Утрата левкаса на нижнем и левом полях, а также левой половине верхнего поля. Утрачена правая сторона фигуры Богоматери, левая ладонь Младенца, нижний ряд фигур (кроме крайней справа). Левкасные тонированные вставки на мафории Богоматери ниже ее левой ладони и у затылка, на правом плече, правом крыле и затылке архангела Гавриила. Тонированная утрата моделировки на его правой скуле. Утрата золота на нимбах, светлой охры на фоне и полях, красной лузги. Потертости красочного слоя.
Реставрация: Реставрирована владельцем в 2002 году.
Богоматерь представлена в очень редком иконографическом варианте Умиления — ноги Младенца от колен и ниже скрыты складкой мафория, свешивающейся с ее правой руки. Жест ее левой руки, а также запрокинутая глава Младенца соответствуют изводу Богоматери Ярославской. Вверху Троица Ветхозаветная с архангелами Михаилом и Гавриилом. По сторонам средника представлены Никола Чудотворец, Дмитрий Солунский (слева), пророк Илия, мч. Никита, вмч. Георгий и неизвестная мученица (справа). Остальные изображения утрачены. Монументальность силуэтов фигур на иконе сочетается с гибкостью контуров и изысканностью образа. Лики, особенно Николы и Георгия, наделены грецизирующими чертами. Цвет обладает такой же плотностью и интенсивностью, как на иконах иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1420-е годы). Памятник можно отнести к произведениям московской художественной культуры, даже если его автор имел ростовское происхождение.
В. М. Сорокатый