Наверх (Ctrl ↑)

Мученики Флор и Лавр на конях

Мученики Флор и Лавр на конях
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород (Новгородские земли)

Третья четверть XV в.

Дерево, левкас, темпера.
53.3 × 39.6 см

Собрание Воробьевых, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

6. МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР НА КОНЯХ

Начало XVI века
Новгородские земли
53,3 × 39,6 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание С. Н. Воробьева]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Доска снизу обрезана. При склейке стыка доски стесаны на 0,3 см. Утраты левкаса на нижнем поле и по краям. Узкая вставка вдоль склеенного стыка. Небольшие вставки на изображении горок по ожогу и на фоне около ног белого коня. Небольшие утраты красочного слоя на одеяниях Флора. Мелкие утраты и потертости. Утраты серебра нимбов.

Реставрация: Реставрирована владельцем в 2000 году.

Изображения Флора и Лавра в воинских облачениях на конях крайне редки. Возможно, что внизу, на опиленной части, помещались клейма с сюжетами жития и мучений святых.

Их образы выражают мужественность и, в то же время, трогательную дружбу, христианскую любовь, решимость пострадать вместе.

Письмо отличает размашистость и свобода. Краски сильно ахроматизированы: нет чистой киновари и желтой охры. Лики выполнены по темно-оливковому санкирю, охрение с подрумянками красной охрой без киновари. Типы ликов с длинными прямыми носами, их тональная сгущенность близки новгородским памятникам1. Особенности художественного строя также указывают на новгородское происхождение памятника, при этом некоторая упрощенность рисунка, ахроматичная гамма сближают его с тверскими произведениями2.

1 Например, Царские врата из Боровичей (ЦМиАР).

2 Например, икона «Рождество Богоматери» (Собрание С. Н. Воробьева).

В. М. Сорокатый


Литература